Сходства между задержкой психического развития и умственной отсталостью (олигофренией)
1. И при ЗПР, и при УО дети при поступлении в школу:
• не воспринимают школьные требования;
• не интересуются учебным процессом;
• не подчиняются правилам поведения в школе.
2. К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме, счете обнаруживают сходные ошибки:
• элементарные счетные операции вызывают трудности;
• не знают букв;
• испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;
• не умеют писать под диктовку.
Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью (олигофренией)
1. Характер поражения. При ЗПР аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). При УО основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга.
2. Темп развития. При ЗПР в случае адекватной и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы может наступить полная обратимость симптома. При УО даже при медико-психолого- педагогическом сопровождении ребенка обратимости симптоматики в процессе компенсации не возникает. Поражение имеет тотальный, необратимый характер.
|
|
3. Высшая нервная деятельность. При ЗПР характерна большая сила нервных процессов — возбуждения и торможения, высокая подвижность и менее выраженная склонность процесса возбуждения к иррадиации. Недоразвитие высших психических функций у детей с ЗПР, в отличие от олигофренов, носит временный характер.
4. Моторика при ЗПР, в большинстве случаев, достигает достаточно высокого уровня развития. Движения отличаются ловкостью: скоординированы, целенаправленны, четки. При УО моторика недоразвита: движения неловки, плохо скоординированы, замедлены. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно мелкой мускулатуры рук. Низкий уровень переключаемости с одного движения на другое. Дети с умственной отсталостью не могут выполнить задание на движение по словесной инструкции.
5. Качество речи. При ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. В случае непонимания текста или задания, предпринимают самостоятельные целенаправленные усилия: повторное чтение, вопросы к учителю. Словарный запас больше, чем у олигофренов, например, легко, не испытывая трудностей в подборе слов, могут передать содержание сказки. При УО имеются грубые дефекты речи, бедность словаря, трудности понимания текста и затруднения при формулировании мыслей. Отсутствует стремление к пониманию.
|
|
6. Игровая деятельность. У детей с ЗПР нарушений в игровой деятельности нет: они активны и самостоятельны. Рисование, слушание и воспроизведение сказок и рассказов соответствует норме. У детей- олигофренов игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер. В результате неразвитости абстрактного мышления не умеют принимать на себя роли, их игры бессюжетны.
7. Познавательная деятельность у детей с ЗПР относительно сохранна. Способность к обобщению и отвлечению находится на границе нормы. У детей с УО познавательная деятельность недоразвита, что выявляется практически при решении любой задачи.
8. Моторика, речь, пространственные и зрительные представления у детей с ЗПР сохранны. У детей-олигофренов, особенно в раннем детстве, недоразвиты все стороны психики.
9. Дети с ЗПР обладают способностью принимать помощь взрослого и переносить принцип решения на аналогичные задачи, самостоятельно замечать свои ошибки. Дети-олигофрены данной способностью не обладают, и она у них и не развивается.
10. Зона ближайшего развития детей с ЗПР значительно превышает потенциальные возможности детей с УО.
Дифференциальную диагностику при разграничении ЗПР и УО необходимо проводить в виде обучающего эксперимента.
Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зон их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей (В. И. Лубовский).
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал и законспектировать.
2. Ответить на вопросы:
- Основные моменты в психолого-педагогической характеристике детей с ЗПР.
- Причины возникновения ЗПР.
- Классификации ЗПР.
- Раскройте дифференциально-диагностические критерии разграничения ЗПР и умственной отсталости.
- Сходные состояния с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний.
Ответы на вопросы можно выполнять в рукописном варианте. Объем ответа не более 1/2 страницы
Тема I.2 Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста с ЗПР.
Кол-во часов: 2 часа
План:
1. Научно-методические подходы в организации помощи детям с ЗПР.
2. Задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР дошкольного возраста.
3. Задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР школьного возраста.
4. Основные направления коррекционной работы: