Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 28 |
Практическая работа | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося(всего) | 16 |
Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 08 Истории фармации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема 1. Лекарствоведение в первобытном обществе. | Содержание учебного материала |
2 | |||||
Основные этапы истории первобытных людей: период первобытной орды (стада) и период родового строя (матриархат и патриархат). Особенности лекарствоведения и врачевания в первобытном обществе. Формируемые общие компетенции: ОК 2, ОК 3 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «Средства магического воздействия: фетиши, талисманы, амулеты».
| 1 | ||||||
Тема 2. История развития фармации древнего мира | Содержание учебного материала |
2 | |||||
История развития лекарствоведения в Древнем Египте, Индии, Месопотамии. Формируемые общие компетенции: ОК 1, ОК 3 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщения по одной из предложенных тем: «Развитие медицины и фармации в странах Древнего Востока», «Первые рукописи по лекарствоведению», «Первые медицинские школы и лечебники». | 1 | ||||||
Тема 3. История развития китайской и тибетской медицины. | Содержание учебного материала |
2
| |||||
Особенности влияния важнейших научных открытий на развитие фармации История развития лекарствоведения в Китае и Тибете: создание первых аптекарских садов. Классификация лекарств и медицинских специальностей. Историко-медицинская терминология. Врачебная этика. Клятва и обет медицинских работников. Формируемые общие компетенции: ОК 1, ОК 5 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: составить кроссворд по теме: «Возрастные аспекты врачевания». | 1 | ||||||
Тема 4. История развития фармации в Античном мире. | Содержание учебного материала |
2 | |||||
История развития лекарствоведения в Древней Греции, в Древнем Риме. Первые школы по подготовке врачебных кадров. История возникновения эмблемы медицины. Первые аптеки. Формируемые общие компетенции: ОК 2, ОК 4 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщения по одной из предложенных тем: «Первые медицинские книги и тракты древних философов и учёных», «Известные крылатые выражения и афоризмы», «Учения Клавдия Галена», «Учения Диоскорида», «Учения Плиния», «Учения Авла», «Учения Карнелия», «Учения Цельса».
| 1 |
| |||||
Тема 5 История развития фармации в Средние века. | Содержание учебного материала |
2 | |||||
История развития лекарствоведения в эпоху раннего средневековья. Фармация Византийской империи. Первые сложные лекарственные прописи – полифармация. Труды Ориазия, Аэция, Александра и Павла. Вклад выдающихся фармацевтов мира, определивших судьбу фармации в истории человечества. История создания первых гражданских больниц и аптек (функции, задачи). Монастырская фармация: лекарственные огороды, аптеки. Работы святой Гильдегарды Формируемые общие компетенции: ОК 10, ОК 11 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «Влияние магии, астрологии и алхимии на развитие лекарствоведения в средние века». | 1 | ||||||
Тема 6 История развития фармации в Арабских Халифатах | Содержание учебного материала |
2 | 2, 3 | ||||
История развития аптечного дела в странах Ближнего Среднего Востока. Труды крупных арабских алхимиков. Производство первых лекарственных форм: пилюли, кашки, сиропы, сиропы, пластыри, душистые масла. История развития фармации в Средней Азии. Меры объёма и веса. Труды Бируни. Возникновение фармакогнозии. Фармация в странах Закавказья. Трактат Кананели – «Несравненный карабадин». Формируемые общие компетенции: ОК 5. | |||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить мультимедийную презентацию по теме «Труд Авиценны (Абу Али ал – Хусейн ибн Абдаллах ибн ал – Хасан Ибн Али Сина) – «Канон»». | 1 | ||||||
Тема 7. История развития фармации в Западной Европе | Содержание учебного материала |
2 | |||||
| История развития лекарствоведения в Западной Европе.Первые университеты. Вклад известных ученых IX-VX вв. в развитие лекарствоведения. Салернская медицинская школа. Создание первого контролирующего органа - «Совет старейшин». Первые законы, регламентирующие права и обязанности фармацевтов. Формируемые общие компетенции: ОК 11 | 2, 3 | |||||
Самостоятельная внеаудиторная работаобучающихся: составить кроссворд по теме: «Средневековые аптекарские профессии: гербарии, пестатории, спецционарии, унгвентарии». | 1 | ||||||
Тема 8. История развития фармации в эпоху Возрождения. | Содержание учебного материала |
2 |
2, 3 | ||||
История развития лекарствоведения в эпоху Возрождения. Вклад известных ученых XIV-XVI вв. в развитие медицины и фармации. Новые лекарственные растения. Первые ботанические сады и огороды лекарственных растений в Европе. Формируемые общие компетенции: ОК 10,ОК1 2 | |||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «Учения Парацельса (Филипп Ауреол Теофраст Бомаст фон Гогенгейм)». | 1 | ||||||
Тема 9. История развития фармации в Западной Европе на рубеже XVII-XIX вв | Содержание учебного материала |
2 | |||||
История развития лекарствоведения на рубеже XVII-XIX вв. Развитие и становление фармацевтического образования. Возникновение и развитие фармацевтической промышленности. Возникновение первых фармакопей. Развитие гомеопатии как науки. Формируемые общие компетенции: ОК 2, ОК 3 | 2, 3 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщения по одной из предложенных тем: «Работы Карла Линнея», «Первые фармакопеи», «Развитие гомеопатии как науки». | 1 | ||||||
Тема 10. История развития фармации в XIX-XX вв. | Содержание учебного материала |
2
1 |
| ||||
История развития лекарствоведения на рубеже XIX-XX вв. Вклад известных ученых XIX-XX вв. в развитие медицины и фармации.
Возникновение бактериологии и развитие химиотерапии. Органический синтез лекарственных веществ. Вклад фармацевтов в открытие химических элементов. Формируемые общие компетенции: ОК 8, ОК 10 | |||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить сообщения по одной из предложенных тем: «Органический синтез лекарственных веществ», «Вклад фармацевтов в открытие химических элементов», «Вклад известных ученых XIX-XX вв. в развитие медицины и фармации». | |||||||
Тема 11. История развития Отечественной фармации в древнерусском государстве (с древнейших времен с 1480 г.) | Содержание учебного материала | ||||||
| История развития лекарствоведения в древнерусском государстве. Лекарствоведение в Скифском государстве, в Киевской Руси. Возникновение первых больниц - богадельней. Профессии «лечьцов» и зелейников. Монастырская медицина. Лечебные бани. Формируемые общие компетенции: ОК 2, ОК 3 | 2 |
| ||||
Самостоятельная внеаудиторная работа. Составить кроссворд, подготовить мультимедийную презентацию по одной из предложенных тем: «Народные целители: знахари, «ведуны», «бабки»», «Монастырская медицина», «Лекарствоведение в Скифском государстве», «Возникновение первых больниц – богадельней», «Лечебные бани». | 1 | ||||||
Тема 12. История развития фармации в период образования и развития русского государства (конец XIII – начало XVIII вв.) | Содержание учебного материала |
2
| |||||
История развития фармации в период образования и развития русского государства (XIII - XVIII вв). Аптекарские огороды, «абтичные» сады. Медицинские рукописи, травники, зелейники, лечебники. История возникновения Аптекарского приказа (штат, функции). Возникновение первых аптек. Формируемые общие компетенции: ОК 2, ОК 3 |
| ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа. Составить кроссворд, подготовить сообщение по одной из предложенных тем: «Особенности работы и отпуска лекарств в аптеках в период образования и развития русского государства (XIII - XVIII вв)», «Аптекарские огороды», «Аптекарский приказ».
| 1 | ||||||
Тема 13. История развития фармации в России XIX – XX веках | Содержание учебного материала |
2
| |||||
История развития аптечной сети в России в XIX – XX веках. Устройство и оборудование аптек. Лекарственные формы. Внеаптечная торговля лекарственными средствами. Источники получения лекарственных средств. История развития фармацевтических и химико – фармацевтические обществ, фармацевтического образования в России. Организация и развитие советской химико – фармацевтической промышленности. Российские фармакопеи. Государственные фармакопеи. Формируемые общие компетенции: ОК 8, ОК 10 |
| ||||||
Практическое занятие. История развития фармации в России XIX – XX веках Развить умения: - понимать и правильно применять историко-медицинскую терминологию; - развивать творческое мышление по изучению истории возникновения лекарствоведения; - применять полученные знания для оценки современного состояния и перспектив развития фармацевтической отрасли. -использовать знание положительных и отрицательных аспектов истории фармации для современных тенденций развития фармацевтического сектора. Формируемые компетенции: ОК 8, ОК 9,ДК 1 | 4 | ||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа. Составить кроссворд, подготовить сообщение по одной из предложенных тем: «Аптечная сеть в России во второй половине XIX – XX веков», «Вклад российских ученых химиков развитие фармацевтической промышленности», «История развития аптечной системы при советской власти.» | 3 | ||||||
Тема 14. История развития современной фармации в России XX – XXI вв. | Содержание учебного материала История развития современной аптечной системы. Аптечные организации различных форм собственности. Государственная фармакопея XII издания. Формируемые общие компетенции: ОК 6,ОК 8 |
2 | |||||
| |||||||
Самостоятельная внеаудиторная работа. Составить кроссворд подготовить, сообщение по теме: История развития современной фармации в России XX – XXI вв | 1 | ||||||
ИТОГО: | 48 | ||||||