Традиция аграфии существовала в древнем Китае эпохи Шан, в первом вьетнамском государстве Ванланг, в государстве инков Тауантинсуйю, империи Ойо и Гана в Африке, в древней Индии, в Персии продолжает существовать и в настоящее время. Даже при наличии письменности «устный» характер продолжают носить, практически, все локальные верования.
В индоарийском обществе специальный интерес к языку зарождался в жреческой среде, в связи с магической функцией речи в ритуальном действии. Сохранность текстов осуществлялась заучиванием и тайной передачей от одного поколения жрецов к другому.
Речь и язык рассматривались как нечто первичное, из которого возникают слова и буквы, а не наоборот. И очень долгое время, вплоть до V— VI вв. н. э., протокурды стремились к тому, чтобы не записывать учение, а передавать его из уст в уста. В их преданиях письменное искусство считалось изобретением дьявола Ахро (Ахримана). Согласно мифу, царь Тахмасп заставил Ахримана обратиться в чёрную клячу и 30 зим разъезжал на нём (сравните мотив превращения скандинавского трикстера Локи в кобылу и гоголевского Вакулу, оседлавшего чёрта). Взмолившись, дьявол выдаёт тайну письма.
Подобно Авесте, езидское писание служит вместилищем потаённой жреческой премудрости, ручательством сакрального права наставников отправлять земную власть. Магия письма освящает социальные претензии духовной верхушки и оберегает их от приобщения к ним тех, кому надлежит повиноваться. Под предлогом воспрепятствования изучению арабского языка и ислама последователями езидизма адептам вообще было запрещено обучаться грамоте. От имени Бога учёба была объявлена страшным грехом[537].
«Правом чтения и толкования священных текстов наделялось только духовенство. Видимо, по этой причине священные писания не имели всеобщего распространения и не повлияли на повседневную религиозную жизнь езидов. Религия езидов практически бесписьменна, она живёт как словесная традиция, передаётся из поколения в поколение от родителей к детям»[538], — таково мнение Х. Омархали.
Кроме того, даже секретная природа алфавита езидов, используемого в Джильве и Масхафа Раш (ил.11), соответствовала зороастрийскому принципу: письмо — сосуд секретной мудрости, и «причастие веры должно держаться отдельно и от непрофессионалов, и от посторонних»[539], — дополняет Зураб Алоян.
Ил. 15 Криптограмма езидских священных писаний.
В случае с езидизмом такое определение является ошибочным. Зачем требовалось создавать тайнопись, если курдская культура была изустной, когда всякое письменное изложение уже само по себе являло тайну? Если существовал такой запрет для языка оригинала, как тогда воспринимать факт существования езидского религиозного писания, изложенного на трёх языках — на диалекте сорани, арабском и сирийском?..
Причины табуирования письменной фиксации религиозных сведений кроются не в сакральности священного писания, которое в религиозной практике не находит применения, а в форме богопознания. Знания о божественном приобретаются не из текстов откровения, а через вдохновение под непосредственным руководством наставника.
Шейх Ади знал, что, с учётом старо-арабской традиции, Мухаммед проповедовал устно в течение двадцати с лишним лет. Пророк считал, что арабский язык в самом его звучании, способах фразировки, интонациях содержит огромное количество информации, и при записывании большая часть такой дополнительной смыслоразличительной информации пропадает[540]. Исламская культура отдавала предпочтение слуху над зрением и ставила звучащее слово выше написанного, тем более что произнесённое слово имело и психологическое воздействие. Это обстоятельство и предопределило форму изложения в Коране[541].
Подобное объяснение служило суфиям маскировкой для оправдания перед ортодоксальным исламом, поскольку богословы подозревали суфиев в ереси. В самом деле, как мы видим, в суфизме можно вычленить считающиеся пагубными и святотатственными влияния неоплатонизма, гностицизма и манихейства.
Ещё одна причина заключалась в следующем: учителя тарикатского Пути сознавали, что мистическое учение как индивидуальный опыт таит в себе грозную опасность. Душа во власти «состояния» широко открыта для заблуждений и самообмана, поскольку существуют мистические Пути познания иных божеств, а не только Единого Бога, и истинная, глубинная сущность не подлежит открытому распространению. Сокровенные знания и опыт суфийской практики должны передаваться только при личной встрече с учителем (муршидом), причём ученик (мюрид) ни в коей мере не должен быть посвящён в то, что ему ещё предстоит узнать. Предполагалось, что все науки даны человечеству для того, чтобы познать творения Всевышнего, а суфизм дан, чтобы познать самого Всевышнего, дойти до Истины[542].
«Есть три вида передачи, — считает Аджмал из Бадахшана:
· первый — передавать всё;
· второй — передавать то, что люди просят;
· третий — передавать то, что принесёт им пользу.
Если вы передаёте всё, может наступить пресыщение.
Если вы передаёте то, что они просят, это может удушить их.
Если вы передаёте то, что принесёт им пользу, в худшем случае они, превратно поняв вас, обратятся против вас. Но если вы служите им таким образом, то, независимо от внешних проявлений, вы оказываете им помощь, и это неизбежно в той или иной форме благотворно скажется на вас»[543].
Абу Язид Бистами, один их наиболее противоречивых мистиков ислама, не писал книг. Ученики передали суть его учения в виде рассказов и максим.
Известно, что Джунайд свои трактаты и письма составлял на некоем «тайном языке», недоступном читателю, который не знаком с его учением[544]. Убеждённый в том, что мистический опыт не может быть выражен языком рационализма, запрещал своим ученикам говорить с непосвящёнными. За нарушение этого запрета он подверг остракизму аль-Халладжа[545].
Эту же позицию отстаивал Хамид аль-Газали в своей книге «Ихья улум ад-дин»[546].
Зун-Нун аль-Мисри различал три вида знания: знание обычных мусульман; знание учёных и мудрецов; и знание «друзей божьих» (авлия, ед. ч. вали), которые лицезреют Бога в своих сердцах. Последние, по его мнению, являются божьими избранниками, наделёнными тайным знанием, о котором «не должно рассуждать прилюдно, дабы оно не достигло ушей непосвящённых». В рассуждениях Зун-Нуна аль-Мисри это высшее знание представлено как первозданная, чистая вера, которой Бог наделяет своих избранников испокон веков — божественная искра, зароненная в человеческое тело, чтобы направить его на истинный путь. Подозреваемый за высказывания в ереси, в 859 г. он предстал перед судом халифа.
За пренебрежения данного правила поплатились жизнью Мансур аль-Халладж и Айн аль-Кудат Хамадани. Сей чаши не избежал и Шихабуддин Яхья Сухраварди.
Именно горький опыт побудил шейха Ади ограничить передачу сакральных знаний узкому кругу верных учеников и посвящённым. Вот в чём истинная причина на запрет профанации учения среди мридов и иноверцев. Ади ибн Мусафир не был озабочен сохранением религиозных традиций древней Персии, — как считают многие; его тревожила, прежде всего, нравственность, приверженность религиозному долгу, верность традициям своей силсилы и, не в меньшей степени — личная безопасность.
Таким образом, магия письма в езидизме освящает социальные претензии духовной верхушки и оберегает их от приобщения к ним тех, кто должен повиноваться. Позднее, стараниями его наследников воспрепятствовать мирянам в соблазне изучать арабский язык и докопаться до истинного смысла учения тариков, в целом обучение грамоте было объявлено страшным грехом, запретом от имени Бога.
Справедливости ради отметим: в 70-х гг. XX столетия Глава Духовного Собрания езидов Ахтиаре Марге Баве Шех — шех Хаджи — дал официальное разрешение записывать и публиковать тексты. После этого в Ираке вышло множество книг с цитированием священных текстов.
Резюме:
Кастовое деление, запрет на профанацию сакрального учения, а также сплочение курдских племён в религиозную общину есть следствие деятельности шейха Ади. Мера, направленная на сохранение его детища — ордена Адавия.