Модернистов отмечает почти религиозным отношением к искусству и миссии художника в нем. В их произведениях присутствует установка на внутреннее переживание, интерес к индивидуальному сознанию, субъективной стороне искусства. Предоставив «воспроизведение реальности» фотографии, модернистские и авангардные направления открыли ноыве, до сих пор неведомые культуре, живописные языки.
Главным в модернистском искусстве становится радикальная смена творческой установки:
- художники отказались от подражания природе;
- переключились на создание предметных миров, сотворенных их собственным изображением.
Испанский философ Х.ортега – и – Гассет писал о миссии художника: «… создавать несуществующее.. Прибавляя к тому, что уже существует само по себе, новый и реальный материк». Новая установка последовательно воплощалась в искусстве через ряд переходных форм: экспрессионизм, кубизм, футуризм.
Экстпрессионизм (около 1900-1930) отличается буйством кричащих красок, искажением и даже крайней деформацией живописных форм. И тем самым решительным отказом от натурализма. Главное отличие от других течений:
|
|
- акцент сдвигался не столько на сам объект изображения, сколько на индивидуальное и эмоциональной отношение к нему художника (Эдвард Мунк. Крик.)
В архитектуре к экстпрессионизму относят творчество А.Гауди и Ле Корбюзье.
Кубизм (1907 – 1920 гг.) начинается с картины П.Пикассо «Авиньонские девицы» (1906 – 1907 гг. Музей современного искусства. Нью – Йорк), где фигуры деформированы и разбиты на отдельные плоскости и линии. Дерзкая и вызывающая картина тут же получила ироничное название «вывески для борделя».
Кубисты П.Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис и Фернан Леже – использовали ограниченный набор цветов и откровенно предпочитали уделять внимание анализу форм.
Ассамбляжи Пикассо 1913-1914 гг.на тему музыкальных инструментов представляли собой не что иное, как как объемно-предметные, раскрашенные изделия из разных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости. И это не изображение, не узор, не живопись, не скульптура, не реальный предмет, но произведение искусства качественно иного статуса – модернистское произведение. (П.Пикассо. Гитара. 1914г.)
Футуризм (1909-1916). Представители- Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини. Направление возникло в Италии в период активного социально-политического переустройства. Футуристы верили в идею общественных преобразований с помощью новых форм искусства.
Опубликованный в 1909 г. Манифест Филиппа Маринетти технологии, динамизм и войну, что ознаменовало появление одного из самых беспокойных, агрессивных направлений в искусстве. Художники –футуристы ставили своей целью изображать динамичный современный мир (сцены из городской жизни).
Вывод:
Модернизм – эпоха, время радикальных перемен в искусстве и интеллектуальной атмосфере общества в целом. В известном смысле Модернизм сохраняет свою актуальность и сегодня.