Потребности и ресурсы

Цели урока

Учащиеся

должны знать: должны уметь:
ü содержание понятия «потребности», разновидности потребностей; ü содержание понятия «ресурсы», виды ресурсов; ü содержание понятий «свободные блага», «экономические блага», «альтернативная стоимость». ü правильно использовать экономические термины; ü сравнивать, выделять общее и различия; ü применять знания для решения конкретных проблем.  

Объяснение нового материала

В одном из задачников по экономике авторы предложили школьникам решить такую задачу: «Исследовав свою бороду, старик Хоттабыч обнаружил, что волоски, которые он вырывает для исполнения своих желаний, тут же отрастают заново. Есть ли у него необходимость изучать экономику?»

Позже мы с вами ответим на этот вопрос. Но прежде давайте разберемся, что такое экономика.

Термин «экономика» употребляется в нескольких значениях.

Экономикой называют сферу общественной жизни, которая связана с производством, обменом и потреблением благ, необходимых человеку и обществу для жизни.

Часто под экономикой понимают народное хозяйство той или иной страны, региона. Мы можем говорить, например, об экономике России, США, Японии или, скажем, Западной Европы.

Наконец, экономикой называют науку, которая изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Именно такое значение имело это слово в Древней Греции, где оно, собственно говоря, и возникло, - «умение вести домашнее хозяйство», «наука ведения домашнего хозяйства».

Какие же потребности есть у людей, и какими ресурсами они располагают?

Потребности и ресурсы

Потребность – это нужда человека в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни. Потребности бывают разные: материальные, духовные, социальные. Вы уже, вероятно, слышали об американском психологе Абрахаме Маслоу, который составил так называемую пирамиду потребностей. Он считал, что их можно разделить на пять основных категорий:

1) физиологические потребности: голод, жажда, стремление к продлению рода;

2) потребность в безопасности: комфорт, защищённость, свобода от страха и неудач;

3) социальные потребности: общение, привязанность, совместная деятельность, забота о других и внимание к себе;

4) потребности в признании со стороны других, уважении к себе и самоуважении;

5) потребности в самовыражении и самореализации.

 

Потребности людей зависят от тех условий, в которых они живут. Вряд ли жители жарких тропиков испытывают такую же острую нужду в шубах и тёплых сапогах (а ещё лучше, валенках), как россияне, живущие за Полярным кругом.

Потребности меняются и со временем. У ваших бабушек и дедушек, например, когда они были в вашем возрасте, не было потребности в телефонном аппарате, который поддерживает две сим-карты, технологию GPRS/WAP и звонки на Скайп. Наверное, они даже и представить не могли, что когда-нибудь такие потребности в принципе возникнут.

Но одну общую для всех времён и народов тенденцию мы можем выделить: потребности людей постоянно растут. По мере удовлетворения одних потребностей возникают новые. Помните сказку «О золотой рыбке»? Сначала старухе было вполне достаточно нового корыта, затем понадобился новый дом, затем она захотела стать дворянкой … И чем всё это закончилось, вы тоже, вероятно, помните.

В принципе, в росте потребностей нет ничего плохого. Если бы этого роста не было, общество бы не развивалось, застыло на одном уровне. Следом за возникновением новых потребностей начинают появляться идеи, как их удовлетворить.

Проблемы связаны с тем, что для удовлетворения растущих потребностей надо использовать больше ресурсов.

Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ.

 Обычно выделяют 3 основных вида ресурсов.

1. Труд – способность человека производить те или иные жизненные блага.

2. Земля – природные ресурсы: почва, вода, воздух, леса, полезные ископаемые.

3. Капитал – средства, которые используются для производства какой-либо продукции: техника и оборудование, электро- и газопроводы, или деньги, на которые всё это можно купить.

Иногда добавляют ещё 2 вида ресурсов:

ü предпринимательство – организаторские способности людей, необходимые для управления производством;

ü информация – знания, накопленные человечеством; в последнее время особую роль в производстве играет научная информация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: