Требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий

 

Проведение логопедических занятий требует от логопеда тщательной подготовки речевого и дидактического материала к занятию. Отбор осуществляется исходя из следующих принципов, определенных                                        Л. В. Лопатиной и Г. Г. Голубевой [16]:

1) Принцип доступности. Обусловливает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий. При последовательном преодолении трудностей развивается способность координировать и совершенствовать всю двигательную и речедвигательную систему.

2) Принцип наглядности. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. В целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Большую роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия. Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения [14].

3) Принцип от простого к сложному. Повышает продуктивность усвоения нового материала, создаёт дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой. Соответствие принципу позволяет избежать снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстративных достижений [16].

4) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор, формулировки и наполнение речевого и дидактического материала должны соотноситься с уровнем психоречевого развития и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития [16].

5) Системный принцип. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. Эти связи должны выражаться во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем (операций) языка. Восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

По мнению Г. Р. Шашкиной, с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала:

1. Критерий методической необходимости достаточности предполагает отбор теоретического материала такого объема, без которого умение не может быть полноценно сформировано.

2. Критерий адекватности природе изучаемого явления ориентирует на необходимость строгого соответствия теоретического материала лингвистическим основам, отражение в нем существенных связей и закономерностей.

3. Критерий возрастной обусловленности учитывает возрастные и психологические возможности детей для усвоения необходимого материала.

4. Критерий преемственности реализует единство программ начального и среднего звена, осуществляет непрерывность процесса формирования коммуникативно-речевых умений [32].

Объёмная и разнообразная речевая и дидактическая база, способствует формированию словарного запаса у детей, ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений. Детям постоянно необходима зрительная опора, которая способствует речевой активности. Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.

Успешность работы логопеда во многом основывается на правильном использовании наглядности – это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий. Если применять наглядность, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, то дети начинают легко в ней ориентироваться, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми [32].

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, мастера, учителя, якоря, адреса.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

На заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему [13].

Не следует ограничивать лексику занятия никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия [22].

Каждая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки.

Таким образом, успешность работы логопеда во многом основывается на правильном использовании наглядности – это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий. Если применять наглядность, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, то дети начинают легко в ней ориентироваться, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события. На логопедических занятиях по праву находит место как речевой, так и дидактический материал. На одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.

Выводы по главе 2

 

Во второй главе курсовой работы на основе проработанной научно-методической литературе по проблеме исследования были обоснованы методические особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку. Дидактический и речевой материал для проведения логопедических занятий включает в себя: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы и прочее.

Требования к подбору речевого и дидактического материала для занятий с детьми: материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению; материал должен соответствовать фонетической теме; предпочтение отдается материалу разговорной речи и прочее. Объёмная и разнообразная речевая и дидактическая база, способствует формированию словарного запаса у детей, ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений. Детям постоянно необходима зрительная опора, которая способствует речевой активности. Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование на тему: «Особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий». Полученные результаты в ходе исследования обобщены в представленных ниже выводах:

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить, что логопедическое занятие представляет собой планомерный, систематический, целенаправленный процесс, в котором под руководством педагога-логопеда происходит развитие познавательных способностей детей, усвоения ими элементарных знаний об окружающей действительности, овладение определенными речевыми умениями и навыками. Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. И от того насколько правильно подобран речевой и дидактический материал педагогом будет зависеть эффективность коррекционного логопедического воздействия на ребенка с речевыми нарушениями. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Рассмотрев особенности организации логопедических занятий, можем отметить, что учебно-речевая деятельность детей дошкольного возраста на логопедических занятиях охватывает слушания и различные виды говорения. В каждой возрастной группе время проведения занятий и программа коррекции отличается. Так если в младшем дошкольном возрасте с детьми проводятся логопедические занятия продолжительностью 15-20 минут, то в среднем дошкольном возрасте продолжительность занятия составляет 20-25 минут. Начиная со старшего дошкольного возраста временной диапазон занятия увеличивается до 30 минут. Что касается направлений работы то в каждой возрастной группе в основном они включают следующее: развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи; развитие связной речи.

Для раскрытия темы исследования необходимо было охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий. Так обобщая полученные результаты в ходе рассмотрения данного вопроса следует сказать, что речевой и дидактический материал для проведения занятий определяется логопедом по таким параметрам: согласно материалу, который изучается на других занятиях; в соответствии с задачами коррекции речевой деятельности детей согласно указанным программным требованиям; в соответствии с потребностями дополнительной отработки (закрепления) материала с каждым ребенком на индивидуальных занятиях. Дидактический и речевой материал включает: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы и прочее.

Также следует отметить, что существуют определенные требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий. Так отбор речевого и дидактического материала осуществляется исходя из следующих принципов: принцип доступности; принцип наглядности; принцип от простого к сложному; системный принцип; принцип индивидуального и дифференцированного подхода. А с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала: критерий методической необходимости и достаточности; критерий адекватности природе изучаемого речевого явления; критерий возрастной дифференциации и критерий преемственности.

Таким образом, использование в логопедической работе разнообразного речевого и дидактического материала приводит к стимуляции систем соответствия речевых зон коры главного мозга, нормализацию анатомо-физиологических процессов организма, сокращает сроки коррекционной работы, повышается качество и эффективность работы, снижает энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. Благодаря систематической, целенаправленной и грамотно выстроенной логопедической работе можно корректировать речевые нарушения детей и развить их речевые способности.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: