Настоящие инновации в сфере педагогики – редкое явление, поэтому при использовании термина «современные педагогические технологии» следует помнить о том, что одни и те же методы и приёмы используются в образовании циклично, каждый раз в новой «обёртке», под воздействием новых педагогических, социальный, культурных веяний.
Метод проектной деятельности также нельзя рассматривать как принципиально новый. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом ' именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.[9] В России в начале 20 века метод проектной деятельности также довольно активно начинает внедряться в образование, однако в советское время из-за недостаточной продуманности и последовательности осуждается и перестаёт практиковаться.
|
|
В основе метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод ориентирован исключительно на самостоятельную, ограниченную во времени работу учеников (индивидуальную, парную, групповую). Органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектной деятельности предполагает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных методов и средств обучения, а также с применением знаний разных областей науки и творчества. Результат метода проектов должен быть «осязаем»: в случае теоретической проблемы это конкретное её решение, в случае практической – результат, готовый к применению.
Дадим определение понятию «метод проектной деятельность».
Этимологический словарь Крылова обозначает слово «проект» как заимствование из немецкого, где projekt восходит к латинскому projectum – "предложение, расчет", образованному от глагола projicere – "предлагать".[10]
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.[11]
|
|
Рассмотрим современную классификацию учебных проектов:
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
· практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
· исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
· информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
· творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
· ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.[12]
Для организации проекта предъявляются такие требования как:
проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
учащиеся должны обсуждать реально существующие проблемы и ставить перед собой актуальные задачи;
деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде;
учащиеся должны анализировать новую информацию, а также участвовать в создании новых идей;
конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку - теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны все необходимые сведения.
Перейдём к рассмотрению применения метода проектов непосредственно на уроках литературы.
Литература как учебный предмет является одним из наиболее подходящих для применения проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с отсутствием читательского интереса у учеников, нехваткой навыков анализа. По ходу работы над проектом они могут расширить свои знания, повысить интерес к произведениям мировой литературы, «почувствовать» предмет. В данном случае приходится говорить о междисциплинарном подходе – в процессе работы должны быть задействованы знания из курса истории, мировой художественной культуры, музыки.
В работе над проектом можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Из этого следует, что от учеников требуется владение не только знаниями и умениями в области литературоведческой науки, но и организаторскими навыками, а также навыками общения.
Действия учителя и ученика на каждом этапе осуществления проекта наглядно изображены в таблице Пахомова Н.Ю.
Учитель | Учащиеся | ||
1-Й ЭТАП — ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ | |||
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся) | Осуществляют: | ||
1) проблему проекта; | 1) личностное присвоение проблемы; | ||
2) сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; | ||
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач | ||
2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): | Осуществляют: | ||
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; | ||
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; | ||
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; | ||
7) возможные формы презентации результатов | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов | ||
3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| |||
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: | ||
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; | ||
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; | ||
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; | ||
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию | 11) подготавливают презентацию результатов | ||
4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ | |||
Принимает отчёт: | Демонстрируют: | ||
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач | ||
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу; | ||
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; | ||
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата; | ||
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности[13] |
Не менее важной частью урока литературы с применением метода проектов остаётся оценивание работ учащихся, которое может быть осуществимо как самим педагогом, так и учащимися. Гуляева О. Н. в своей статье выделяет следующие критерии оценивания проектов:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
|
|
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.[14]
Подводя итог, можно сказать, что современные образовательные технологии основаны на личностно-ориентированных концепциях воспитания и обучения, задача которых состоит в духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии школьников, помощи в самореализации. Рациональное использование форм и приёмов обучения будет способствовать повышению качества обучения, развитию индивидуальных возможностей учащихся.
В частности, технология проектной деятельности направлена на конкретный, осязаемый результат, развитие творческого мышления, возможность применения индивидуальной, парной или групповой работы, инновационность. Применение этого метода на уроках литературы может сделать занятие более интересным и насыщенным, ученики приобретут ценные навыки – умение применять полученные знания в конкретной ситуации, обрабатывать, направлять и адаптировать информацию под конкретный запрос.