Наиболее адекватным для анализа состава и структуры процесса самоорганизации является системный структурно-функциональный подход, который позволяет выявить внутренний механизм процесса (способ преобразования содержания) и отражает его наиболее устойчивые, инвариантные элементы.
Наибольшую известность получили следующие модели самопроцессов, построенные на базе структурно-функционального подхода:
· модель осознанной саморегуляции произвольной деятельности О.А. Конопкина;
· целостная система самоуправления Н.М. Пейсахова;
· функциональная структура учебной самоорганизации Я.О. Устиновой;
· голографическая модель процесса самоорганизации А.Д. Ишкова.
Рассмотрим последнюю из этих моделей, которая получила широкое распространение в психолого-педагогической практике.
Голографическая модель процесса самоорганизации включает в себя пять функциональных компонентов (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).
|
|
Рис. 2.Голографическая модель самоорганизации А.Д. Ишкова
Модель названа голографической, поскольку одна из замечательных особенностей голограммы заключается в том, что при разделении голограммы на части, каждая из частей сохраняет изображение целостного объекта. По мнению автора, каждый компонент голографической модели процесса самоорганизации может быть рассмотрен как совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру «большого» процесса самоорганизации. Так, например, этап планирования можно разложить на следующие мини-процессы:
1. Выработка и принятие цели процесса планирования.
2. Анализ особенностей ситуации планирования.
3. Планирование самого процесса планирования.
4. Самоконтроль процесса планирования.
5. Коррекция процесса планирования и созданного плана.
При этом в каждом из перечисленных мини-процессов участвуют волевые усилия, направленные на мобилизацию собственных сил и концентрацию активности субъекта в заданном направлении, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее каждый мини-процесс этапа планирования и поддерживающий его в ходе осуществления.
Компоненты голографической модели самоорганизации характеризуются следующими особенностями:
1. Целеполагание – это этап поиска, принятия, конкретизации и удержания цели (предполагаемого результата деятельности).
2. Анализ ситуации – это этап выявления и рассмотрения обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели. При этом анализируется текущее состояние и условия осуществления деятельности, фиксируются имеющиеся проблемы, выясняются их причины, устанавливается зависимость результатов деятельности от особенностей организации процесса.
|
|
3. На этапе Планирование строится план будущей деятельности. План представляет собой описание системы средств и последовательности их применения, то есть состав и последовательность действий. Процесс планирования включает: определение задач, которые следует выполнить; распределение необходимых ресурсов; составление рабочего плана, содержащего сроки и промежуточные контрольные показатели, которые будут служить критериями для оценки продвижения.
4. Самоконтроль или контрольно-оценочная стадия – это этап контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. На этом этапе осуществляется контроль за ходом реализации плана, оценка выполняемых действий и выявление возможных отклонений.
5. Коррекция – это этап изменения человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. Нужда в коррекции возникает, если самоконтроль выявил расхождения фактических результатов с плановыми.
6. Волевые усилия – это компонент, характеризующий уровень развития у человека навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрирует развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Отражает способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.