Набор помещений для потребителей и их площадь зависят типа, мощности предприятия, формы обслуживания и др.
В группу помещений входят залы с раздаточными, буфеты, бар, вестибюль с гардеробом, туалеты и умывальные для потребителей, магазин кулинарии, а в диетических столовых - также комната врача и комната отдыха.
Площадь залов и других помещений зависит от количества мест, типа и мощности предприятия.
Залы располагаются в наземных этажах с естественным освещением. Залы должны быть удобно связаны с вестибюлем, но изолированы от него.
Планировка залов определяется формой обслуживания и должна обеспечивать удобные и кратчайшие пути передвижения по залу потребителей и обслуживающего персонала.
Залы для потребителей располагаются на одном уровне с горячим и холодным цехами, моечной столовой посуды.
При планировке залов обращается внимание на:
– правильность расположения раздаточной линии,
– удобство сбора и доставки грязной посуды в помещение моечной,
– ширину проходов между столами.
|
|
Вход потребителей при самообслуживании должен быть приближен к раздаточной. При расположении залов на разных этажах они должны иметь свою раздаточную линию и моечную.
Ширина основных проходов в столовых должна составлять 1,35 м, вресторанах - 1,5-1,2 м.
Дополнительные проходы для распределения потоков потребителей проектируются в кафе шириной 0,9 м, в столовых и ресторанах - 1,2 м.
Раздаточные линии связывают залы с производственными помещениями, прежде всего с горячим цехом, и отделяются от зала перегородками, экранами или барьерами-поручнями. Правильность расположения раздаточной линии, выбора ее типа и набора прилавков имеют гигиеническое значение.
Буфеты, при размещении их в залах, следует планировать рядом с производственным коридором, чтобы избежать образование встречных потоков пищевых продуктов и потребителей.
Для санитарного благополучия предприятия большое значение имеет правильное расположение туалетов для посетителей: в вестибюле, изолировано от залов и других помещений предприятия проектируют не менее двух туалетов. В шлюзах туалетов предусматривается не менее одного умывальника.
В группе помещений для потребителей на предприятиях общественного питания предусматриваются умывальные открытого и закрытого типа с достаточным количеством умывальников - не менее одного на 50 мест в зале. При числе мест в залах предприятия более 100 планируются отдельные умывальные комнаты. При отсутствии умывальной комнаты следует обеспечить посетителям возможность вымыть руки, не заходя в туалет. Для этого в вестибюле предприятий (до 100 мест) устанавливают умывальники из расчета один умывальник на 50 мест. В закусочных при отсутствии вестибюля допускается установка умывальника в зале.
|
|
Ко всем умывальникам должна быть подведена холодная и горячая вода со смесителем.
Магазин кулинарии проектируется обычно на первом этаже отдельным входом. Набор помещений в магазине зависит от места его размещения, объема и ассортимента реализуемой продукции.
При размещении магазина кулинарии в здании предприятия общественного питания предусматривают зал и подсобное помещение. Подсобное помещение используется для приема и временного хранения продуктов и должно быть удобно связано с заготовочными и другими цехами. При проектировании магазина кулинарии следует учитывать возможность образования встречных потоков при доставке для реализации кулинарных и кондитерских изделий.
Количество рабочих мест и охлаждаемых прилавков должно обеспечивать раздельное размещение и реализацию полуфабрикатов, готовой к употреблению продукции, кондитерских изделий и т.п.
Помещение для отпуска обедов на дом должно быть изолированно, но в тесной связи с горячим и холодным цехами.