Православие. Патриархат

Византийская цивилизация

Понятие. Географические и хронологические границы

 Византийское общество по-разному характеризовалось в историографии. Известный русский ученый В.С. Соловьев считал Византию азиатской деспотией, основанной на рабстве подданных. Французский исследователь А. Гийу предпочитал говорить о византийской цивилизации, оценивая это государство в привычных для Запада понятиях. Некоторые византинисты утверждают мысль о существовании в Византиинеписаной конституционной монархии. Английский историк Д. Оболенский высказывал идею уникальности политического устройства Византии, отличавшегося и от Запада, и от Востока, называя его «Византийским содружеством государств». Мы будем обозначать это полиэтническое государственное образование, основанное на верховенстве православия, «Византийский таксис», то есть византийский порядок. По нашему мнению, такой подход гарантирует от неоправданного переноса европейских характеристик на Византию.

Необходимо также напомнить, что понятия «Византия», «Византийская империя» не являются самоназваниями. Они возникли только в XIX в., будучи образованными от названия древнегреческой колонии Византий на европейском берегу Босфора, на месте которой в 324 – 330 гг. возник Константинополь, столица новой империи. Правители Константинополяназывали свою империю «Римской», или по-гречески «Ромейской». Подданные считали себя «римлянами», или «ромеями».

В состав Византиивходили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, частично Месопотамия, Армения, острова Эгейского моря, приморская территория Крыма и Кавказа. В V в. добавились отдельные районы Аравии, Далмация, Иллирик. В VI в., время наибольшего могущества империи, ее власть распространилась на Италию, Северную Африку и на средиземноморскую Испанию. Впоследствии границы империи будут непрерывно сокращаться.

Говоря о хронологии, исследователи порой утверждают, что Византия единственное государство, даты основания и гибели которого точно известны. В 324 г. был заложен первый камень в основание Константинополя. 30 ноября 330 г. произошло торжественное открытие новой столицы империи. Эта дата и может считаться начальной в истории Византии. Просуществовало это государство более тысячи лет и пало в результате турецкого завоевания 29 мая 1453 г.

Политическая организация. Автократия

 Населяли Византиюсамые различные народы, отличавшиеся по языку, культуре и даже религии. Здесь жили иллирийцы и греки, сирийцы и армяне, евреи и грузины; здесь находились отдельные славянские и германские племена; позднее, с VIII – IX вв., появятся арабские и тюркские племена. До VII в. официальным языком империи являлся латинский, на котором велись судопроизводство и делопроизводство; латинские надписи сопровождали печати и монеты империи. С VII в. утвердился греческий язык, который специалисты называют среднегреческим, или византийским.

 Византия во многом являлась продолжением Римскойимперии. В ней были римские должности – император, сенаторы, консулы, преторы, префектыи др. Сохранялись римская военная организация, римская налоговая система. Римское право оставалось действующей системой. В то же время Византияоказывалась качественно иным образованием, основанным на православии.

 Во главе Византиистоял император, который с VII в. стал называться автократором, то есть самодержцем. Он считался правителем « милостью Божией». Правда, «милость Божия» не прямо нисходила на государя от Бога, но косвенно, опосредованно, через волеизъявление народа. Считалось, что если различные по этнической принадлежности, языку и религии народы приходят к единому мнению по поводу кандидатуры государя, то это мнение внушено Богом. То есть автократор по существу избирался. Поэтому автократором мог стать человек любого звания, любой этнической принадлежности, но непременно православный. Государь выступал в роли агонотета, то есть третейского судьи, который должен беспристрастно разбирать споры между народами.

Государь считался главой не только светской, но и церковной власти. Поэтому он мог созывать церковные соборы, председательствовать на них, предлагать и отклонять кандидатуру патриарха, менять церковную организацию и даже церковное учение. Поэтому автократор изображался на иконах как Святой, с нимбом над головой.

 Высшими органами государственной власти в Византии были сенат, получивший с VII в. название синклит, и государственный совет, или иначе – консисторий. Синклит состоял из 2000 человек.

Другим важным органом публичной власти были димы –организации свободных граждан Константинополя, объединявшиеся поквартально. Димы, в свою очередь, составляли партии, которые имели возможность публичной деятельности на ипподроме. Константинопольский ипподром, вмещавший 60 тыс. человек, был особым политическим институтом; скачки здесь лишь заполняли паузы между решением важнейших политических вопросов. Здесь сообщалось об объявлении войны и заключении мира; здесь оглашались новые законы; здесь возвещалось о смерти императора и называлась кандидатура преемника. Собравшийся народ выражал свое одобрение аккламациями, или аплодированием; если же народ был не согласен, то выражал свое отрицательное мнение криком и топаньем ног.

В дальнейшем роль ипподромауменьшалась и свелась к официальным церемониям чествования императора и членов его семьи. Функция димов постепенно ограничивалась участием в народных празднествах, процессиях, публичных встречах дипломатических миссий и в прочих официальных акциях. Правда, и в дальнейшем отмечалось не только преклонение народа перед величием императорской особы, но и взрывы негодующего отношения к императору, когда народ забрасывал его во время шествий грязью и тухлыми яйцами.

Православие. Патриархат

 Особый византийский таксиспредопределяло православие. Имея общехристианские истоки, православие весьма существенно отличалось от католицизма уже в IV – V вв. Православная церковь не обладала политической и экономической самостоятельностью, не имела земельной собственности, сопоставимой с императорской. Патриархи православной церкви не оспаривали прав на верховную власть в империи, не претендовали на суд над императорами. Православные иерархи придерживались принципа симфонии, то есть согласия между патриархатоми империей. Православная церковь характеризовалась большей степенью свободы и демократичности в отличие от католической. В православии допустима автокефалия– самостоятельность национальных церквей. Наряду с патриархом Константинопольским были патриархи Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский. Впоследствии образовались автокефальные церкви на Кавказе, Балканах, Руси. В православии допускался перевод священных книг на национальные языки, разрешалось богослужение на местных языках. Духовенство не отделялось от мирян непроходимой гранью. Священники и миряне получали одинаковое причастие хлебом и вином. Низовое духовенство могло избираться и сохранять узы брака; безбрачие стало практиковаться только с X в. для священников, начиная с епископского ранга.

Православная церковь имела совершенно иные организационные основы. В православии всегда признавалось безусловное верховенство соборов. Именно соборы принимали догматы православного учения, канонические нормы; соборы избирали и низлагали патриархов, вершили суд над иерархами. Патриарх считался исполнителем соборной воли. Православная церковь никогда не присваивала себе привилегии распределять божественную благодать посредством продажи индульгенций, как это было принято на Западе, не присваивала себе права оценивать верующих, достойны они Рая или Ада.

 Православная церковь опиралась на иные догматы. В православной доктрине иначе трактовался принцип омоусиа, равносущности трех ипостасей Бога. Бог-Отец считался породившим Бога-Сына, старшим и высшим по отношению к нему. Идея первенства Бога-Отца упрочилась в IX в. в ходе споров об исхождении Святого Духа. Было признано, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Этот догматический монизм не в последнюю очередь повлиял на политический монархизм. Подобно тому как в небесном мире всем правит один Бог-Отец, так и в земном мире должно править одно лицо – император. Поэтому в иконографии Бог-Отец изображался с атрибутами монарха. Православие не признавало чистилища, военно-монашеских орденов. Оно было более терпимо к другим монотеистическим религиям, не подвергая их представителей гонениям и уничтожению.

В VIII в. в Византиипо инициативе императоров Исаврийской династии началось иконоборчество, или, по-византийски, иконокласм. Иконы были объявлены пережитками идолопоклонства; было сочтено, что Бог неизобразим, иконный образ – мнимый, вводящий в заблуждение. Иконы подлежали уничтожению, священники, защищавшие их, подвергались репрессиям. В течение 100 лет продолжались эти гонения. За это время в православном богословии было разработано учение об архетипе. Иконный образ, выполненный в соответствии с каноном, стал рассматриваться как символ, имевший мистическую связь с божественным первообразом, архетипом. Особый вклад в это учение внес Иоанн Дамаскин. Оно сыграло решающую роль в восстановлении почитания икон, или иконолатрии по-византийски.

Право

 Другой важнейшей опорой «византийского таксиса» выступало право. Первым официальным сводом византийских законов стал кодекс Феодосия II (438 г.). Он вобрал в себя более ранние нормы, начиная с Константина Великого. Наиболее универсальной кодификации византийское и римское право было подвергнуто при Юстиниане в 528 – 533 гг.

 Византийское право впервые провозгласило равенство всех людей перед законом независимо от этнической, религиозной и половой принадлежности. Это равенство, согласно трактовке византийских юристов, предопределялось естественным правом. Рабство считалось установленным по праву народов (jus gentium). Подчинение чьему-либо господству рассматривалось противоречившим природе, естественному праву. Раб в византийском обществе получал правовую защиту государства; за его убийство и физическое увечье господин нес уголовную ответственность; раб получал частичную правоспособность и более широкие возможности освобождения.

Государственная собственность не получила полного преобладания, как на Востоке. В Византии сохранялась достаточно широкая сфера частнособственнических отношений. Практиковались различные виды контрактов, аренды, залогов, сервитутов и прочих правовых действий с собственностью.

 Византийское судопроизводство отличалось открытостью и состязательностью. Существовали юридические консультации, нотариальные конторы и коллегии адвокатов.

С VIII в. законодательство и судопроизводство стали переводиться с латинского языка на греческий. Первым сводом законов на греческом языке стала «Эклога» 726 г. Она представляла собой сокращенную выборку из Corpus juris civilis с некоторыми добавлениями «в духе большего человеколюбия». Вместо смертной казни «Эклога» утверждала телесные и увечащие наказания в виде битья палками или плетью, отрезания носа, вырывания языка, отсечения рук, ослепления, выжигания волос и пр.; подобные меры должны были применяться за тяжкие преступления – осквернение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление, вероотступничество, разграбление могил, подделку монет, похищение, прелюбодеяние и др. Сами эти нормы появились под воздействием обычаев различных народов, проживавших на территории Византии. «Эклога» отменяла самые жестокие виды смертной казни, например, распятие и сожжение; сокращались составы преступлений, за которые назначалась высшая мера наказания: стали казнить лишь за кровосмешение, гомосексуализм, поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой, некоторые ереси.

По-новому регламентировались семейно-брачные отношения. Брак, согласно «Эклоге», являлся союзом мужа и жены, обладавших равными имущественными правами. Развод ограничивался и был связан с имущественными и денежными обязательствами.

С VIII в. судьи стали получать деньги из казны за отправление своих функций, что превратило их в государственных чиновников. С другой стороны, суд был признан безвозмездным для всех участников судебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: