Влияние новых техник цифровой связи и интернетизации на трансфер интеллектуальной собственности

Последние обсуждаемые директивы относятся к двум договорам 1996 года, заключенным ВОИС, которые касаются, - не отставая от технологического прогресса,- авторских прав и смежных прав при распространении произведений и представлений посредством цифровой сети.

Цифровая технология вносит много нового в условия распространения и размножения произведений, ибо их перевод в цифровую систему превращает их в компьютерные файлы, в которых вся информация представлена в бинарном виде, в нолях и единицах, и сжата, для того, чтобы занимать меньше места на носителе или в сети. В этих новых технических условиях качество трансляции и репродукции таковы, что облегчают возможность несанкционированного доступа и распространения информации и усложняют контроль за трансляцией с точки зрения авторских прав, чего не было при аналоговых трансляциях.

Чтобы отвечать этим новым условиям. Европейское Сообщество и США поддержали инициативы ВОИС, которая организовала в 1996 году дипломатическую конференцию, дополнившую двумя законами Бернскую конвенцию в области авторских прав и Римскую конвенцию в области представлений и фонограмм.

Правительства стран-участниц Европейского Сообщества в течение 3 лет стараются уточнить и дополнить эти договора в виде готовящейся директивы, про которую я вам только что говорил.

Основные пункты этих новых инструментов:

- предоставление авторам, артистам и продюсерам фонограмм права контролировать распространение, прокат и общественное вещание с использованием их произведений, независимо от способа трансляции, т.е. цифровым и электронным способами, как это происходит с аналоговыми записями;

- юридическое признание технических средств, позволяющих идентифицировать произведения, распространяемые цифровым способом, а также режим связанных с трансляцией прав. Речь идет о средствах, обеспечивающих защиту от действий пиратов в цифровых сетях, таких как Интернет, которые были тщательно разработаны авторами (в рамках их конфедерации GESАС);

- остаются открытыми важные вопросы, касающиеся исключений, оправданных электронной связью. "Временные или эфемерные копии", необходимые для сбора, хранения информации,- подчиняются они или нет правам на копирование, которыми располагают авторы или их концессионеры? Этот вопрос продолжает разделять представителей авторов и операторов сетей, ибо распространение аналоговых копий (покрытых в большинстве европейских стран налогом на магнитный носитель частной копии) уступает место, в новом контексте цифровой информации, настоящему клонированию, т. к. репродукция остается абсолютно идентична оригиналу;

- Что касается трансляции по Интернету, то дебаты связаны в основном со степенью ответственности операторов сети, провайдеров и содержателей сетевых сайтов.

Европейская директива об авторских правах и смежных правах в компьютеризованном обществе должна принести сбалансированные решения.

Появление новых информационных и коммуникационных технологий революционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. Нужно сказать, что авторское право уже переживало подобные потрясения в период своего формирования в 18-19 веках и позднее, в середине нынешнего столетия - в связи с появлением радиовещания, кинематографии, телевидения, а затем - в связи с развитием техники копирования (репрографического репродуцирования). И все же главная идея, лежащая в основе авторского права и составляющая его суть, сохранилась и по сей день практически в неизменном виде. Это идея контроля за использованием произведений на основе исключительности авторских прав, что способно приносить доход творцу и его семье, стимулируя тем самым его творчество.

Здесь наиболее явственно соединяются две стороны творчества - идеальная, движимая вдохновением и честолюбием, и материальная, подчиняющаяся меркантильным соображениям.

Именно "в необходимости материального обеспечения автора, в устранении для него необходимости изыскания источников существования, в обеспечении независимого положения в обществе" получает свое социально-экономическое обоснование авторское право, узаконивая одну из тех "немногочисленных монополий, которые не могут возбудить общественного неудовольствия ввиду безусловной их необходимости и справедливости"1. Более чем через 100 лет мы встречаем проникнутые теми же идеями формулировки в Договоре ВОИС по авторскому праву, принятом Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 года. Здесь не только выражается стремление государств-участников наиболее эффективно и единообразно совершенствовать и поддерживать охрану прав авторов на их произведения, но и подчеркивается огромная важность авторско-правовой охраны как "стимула для литературного и художественного творчества" (Преамбула). При этом какие-либо ограничения или исключения из предусмотренных в Бернской конвенции и упомянутом Договоре прав считаются допустимыми лишь в определенных особых случаях, причем только такие, "которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и необоснованным образом не ущемляют законные интересы автора".

Иными словами, сердцевину всей системы авторского права составляет баланс между, с одной стороны, моральными и материальными интересами автора и, с другой стороны, интересами других лиц и общества в целом по использованию произведений. Можно сказать, что суть авторского права наиболее четко сформулирована в известной истории о композиторе, услышавшем исполнение своей музыки в ресторане и потребовавшем от хозяина заведения платы за использование произведения для привлечения клиентов. Говорят, что именно с этого началась система коллективного управления авторскими правами, исходящая из следующего принципа: если ты получаешь доход, используя мое произведение, то будь любезен заплатить за это. Конечно, это очень огрубленная формула, лишенная многочисленных нюансов.

Киберпространство - это не просто сфера действия Интернета и других подобных локальных, региональных и глобальных сетей. Еще не обретя общепризнанного юридического определения, оно уже до краев наполнено правовыми отношениями практически из всех классических отраслей права, не говоря уже о новейших - информационного, экологического и т.д. В Договоре ВОИС по авторскому праву киберпространство определено имплицитно, через понятие "такого образа" сообщения произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором представители публики могут осуществлять доступ к произведениям "из любого места и в любое время по их собственному выбору" (ст. 8).

Причем, по прогнозам специалистов развитие глобальных сетей в ближайшее время будет идти во все ускоряющемся темпе. К тому объективно подталкивают сложившиеся экономические реалии. Например,

10 процентов ВНП США вырабатывается телекоммуникационными системами. По мере распространения информационных технологий внутри общества увеличивается прямая зависимость уровня жизни от состояния и качества телекоммуникаций, потребителями которых являются не только правительственные учреждения, индустрия и сфера услуг, но и рядовые налогоплательщики.

Ярким примером глобальной информатизации является Интернет, созданный на основе телекоммуникационных стандартов, разработанных в свое время Пентагоном для военных целей. Он стоит, как и все киберпространство, на трех китах: цифровой технологии, компьютерной технике и высокоскоростных линиях связи


 Лекция 5. Экономическая сущность патента, как формы правовой охраны промышленной собственности.

 

1. Понятие патента

2. Основные принципы патентования в промышленно развитых странах

3. Принцип конвенционного приоритета. Принцип национального режима. Принцип независимости патентов.

4. Евразийская патентная конвенция

 


Понятие патента

Патент - от лат. “литерос патентос“, т. е. открытая грамота, которую можно было прочесть без повреждения печати.

Патент удостоверяет признание предложения изобретением, авторство на изобретение и исключительное право патентообладателя на изобретение. Это право патентовладелец может реализовать следующими действиями:

· изготовлять патентованные изделия;

· применять патентованные изделия в производстве;

· коммерчески реализовать патентованную продукцию;

· передавать все права или их часть другому лицу;

· монопольно ввозить патентованные изделия на территорию страны действия охранного документа или разрешить другим лицам такой ввоз;

· выполнять патентную маркировку изделий или их упаковки (проставлять на них слова "патент" и его номер).

Впервые патенты и привилегии, сохраняющие права изобретателя, были введены в Англии в 1623 году. Позднее - в США (1787 г.), во Франции (1791 г.), в России (1812 г.), Голландии (1817 г.), Испании (1820 г.).

С развитием капиталистического способа производства патентная система совершенствовалась, но основополагающие ее принципы сохранились до сих пор. К ним относятся:

· исключительное право патентообладателя на использование объекта промышленной собственности;

· необходимость уплаты пошлины за выдачу и поддержание патента;

· территориальная ограниченность патентных прав;

· система критериев патентоспособности объекта промышленной собственности.

Патент - это свидетельство, выдаваемое патентным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права на изобретение.

Патент дает владельцу титул собственности, который обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве и позволяющие достигать качественно нового технического результата. 

Наряду с обычными патентами законодательство различных стран признает некоторые специальные их виды:

1. Дополнительный патент - выдается на усовершенствование, основной патент на которое еще не утратил силу.

2. Зависимый патент - может быть получен как обычный патент, но его нельзя использовать без разрешения владельца другого, "управляющего" патента, ввиду тесной зависимости изобретений - объектов этих патентов и для исключения возможности нарушения прав владельца управляющего патента.

3. Ввозные патенты - выдаются на изобретения, уже защищенные действующими патентами в другой стране. Процедура их оформления более упрощенная, не требуется доказательств критерия мировой новизны, достаточно местной. (сущ.в некоторых развивающихся странах)

4. Подтвержденные (зарегистрированные) патенты выдаются в странах, где не выдаются обычные национальные патенты. Их происхождение связано с бывшей колониальной политикой (в основном это страны - бывшие колонии Великобритании).

5. Ложные патенты - используются в борьбе с конкурентами. К ним относятся:

· бумажные, которые предполагают патентование или несуществующих, или только намечающихся изобретений из области техники, в которой ожидается появление патентоспособных изобретений у фирмы-конкурента;

· дезинформирующие патенты, которые используются для того, чтобы направить развитие научных исследований у конкурента по ложному пути;

· устрашающие (зонтичные) патенты, в которых используется настолько широкая формула изобретения, что она закрывает возможность для конкурирующих фирм в целом ряде областей техники.

Ложные патенты получить очень трудно.

Для получения патента необходимо направить в специальный компетентный орган заявку. Иностранные заявители при оформлении патента пользуются услугами патентного поверенного или агента.

Заявка на патент включает следующие документы:

1.заявление, подписанное автором или его представителем;

2.описание изобретения к патенту с формулой изобретения;

3.аннотация изобретения, предназначенная для помещения в бюллетене патентного ведомства;

4.заявление о предоставлении права конвенционного приоритета (для членов Парижской конвенции);

5.декларация об авторстве (США, Канаде);

6.квитанция об уплате заявочной пошлины.

Различного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат и контроль над ними сохраняется путем засекречивания. Наличие Патент исключает свободный доступ конкурирующих фирм к запатентованной новинке и дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производительность труда и получать более высокие прибыли до тех пор, пока это изобретение не станет достоянием общественности. В современных условиях практически все изобретения патентуются. В основном все новые Товары, выпускаемые на рынок, запатентованы. Срок обладания П атента определяется законом каждой страны и составляет в среднем 15 -20 лет. Однако реальное действие Патента от 6 до 9 лет. Патентовладелец не заинтересован в сохранении Патента, т. к. это связано с уплатой пошлин за Патент, возрастающий прогрессивно на протяжении срока его действия. Согласно патентному законодательству.

10% всех поданных заявок на патенты – это вечные двигатели

10% просто бросаются авторами и не доводятся до конца

79% - это патенты на то, что давно известно

И лишь 1% представляет из себя реальные патенты

 Патент действует только на территории той страны, где он выдан, поэтому для обеспечения патентной защиты в других странах необходимо запатентовать там данное изобретение. Стремление крупных фирм к монополизации рынков привели к быстрому развитию заграничного патентования. Патентная защита за границей дает патентообладателю возможность расширить Экспорт не только своей продукцией на рынке стран - патентования, но и делает также недоступным для фирм третьих стран. Он может устанавливать более высокие цены, чем на внутреннем рынке, получая за счет этого дополнительную прибыль. Патент защищает его владельца не только от местных, но и иностранных конкурентов. Если импортные Товары не обладают патентной защитой, то их ввоз обычно запрещается, что превращает Патент в одно из средств протекционизма. Большинство Патентовладельцев, используют запатентованные изобретения путем производства и реализации Товаров, воплощающих данное изобретение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: