Как осуществляется производственный контроль качества (ПКК) холодной и горячей воды?

Должно ли качество горячей воды у потребителя соответствовать требованиям к питьевой воде?

Да, согласно требованиям п. 3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем ГВС»: «Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде».

Следует отметить, что имеется достаточно обширная судебная практика, подтверждающая необходимость обеспечивать соответствие качества горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами в отношении питьевой воды.

Кто обязан контролировать качество холодной и горячей воды, поставляемой в МКД?

С одной стороны, именно организация, осуществляющая холодное, ГВС, как сторона договора ГВС или ХВС, обязанная подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, должна обеспечить качество такой воды установленным требованиям к ее составу, давлению, температуре и т.д., и должна контролировать ее качество, о чем прямо указано в ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25 Закона №416-ФЗ.

Пунктом 10 Типового договора ХВС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, к обязанностям организации водопроводно-канализационного хозяйства относится осуществление производственного контроля качества холодной (питьевой) воды и соблюдение установленного режима подачи холодной воды.

При этом организация ВКХ, согласно п. 11 Типового договора, вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды и приборам учета, обеспечиваемый ей УОв порядке, предусмотренном разделом VI Типового договора.

Аналогичные условия содержатся в п. 13 и 14 Типового договора ГВС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643.

В указанных пунктах установлена обязанность организации, осуществляющей ГВС, не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры подачи горячей воды, а также право такой организации осуществлять доступ к сетям ГВС, местам отбора проб горячей воды для определения качества поданной (полученной) горячей воды путем отбора проб, к приборам учета (узлам учета) для контрольного снятия показаний приборов учета (узлов учета), в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний, а также для осмотра сетей ГВС и оборудования.

С другой стороны, УО, приобретающая холодную и горячую воду для целей предоставления потребителям КУи для содержания общего имущества в многоквартирном доме, должна быть уверена в качестве поставляемой в МКД холодной и горячей воды для предоставления ею качественных КУпотребителям в МКД, а в случае нарушения требований к качеству воды вправе требовать его соблюдения, а также снижения платы за некачественную воду, поставленную в МКД.

Так, в пп. а) п. 18 Правил №124 прямо предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять контроль качества поставляемого коммунального ресурса и непрерывности его подачи на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В п. 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, указано, что УО, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в МКД, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.

К обязанностям такой аварийно-диспетчерской службы относится круглосуточное осуществление повседневного (текущего) контроля за работой внутридомовых инженерных систем МКД, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения заявок собственников и пользователей помещений в МКД по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг.

Пунктом 18 Минимального перечня №290 предусмотрено, что в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в МКД, входит постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.

Из приведенных норм следует, что УО, осуществляющая управление МКД в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в т.ч. установленными Минимальным перечнем, обязана осуществлять постоянный контроль в отношении таких параметров поставляемой в МКД воды как давление, температура и расход(как правило осуществлять такой контроль позволяют установленные общедомовые приборы учета), а также контроль качества поставляемой в МКД холодной и горячей воды в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям (в т.ч. по химическому составу, по показателям радиационной безопасности, по микробиологическим и паразитологическим показателям, по соответствию нормативам запаха, привкуса, цветности, мутности).

Обязана ли УО осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и разрабатывать программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды (далее также ППКК)?

1. Имеются ли правовые основания признать УО лицом, обязанным иметь производственную программу контроля качества воды и осуществлять производственный контроль ее качества?

Если обратиться к положениям ст. 25 Закона №416-ФЗ, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением производственного контроля качества питьевой, горячей воды, то можно сделать вывод, что обязанность осуществлять такой контроль возложена на организацию, осуществляющую соответственно ХВС или ГВС. Об этом прямо сказано в ч. 2 ст. 25 Закона №416-ФЗ.

Под организацией, осуществляющей холодное, ГВС и (или) водоотведение, согласно п. 15, 16 ст. 2 Закона №416-ФЗ, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем ХВС, ГВС и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Пп. в) п. 10 Типового договора ХВС предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества холодной (питьевой) воды.

При этом в пп. а) и д) п. 13 этого Типового договора к правам абонента отнесены права:

· получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества холодной (питьевой) воды, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,

· осуществлять в целях контроля качества холодной воды отбор проб холодной воды, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб холодной воды, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Пп. д) п. 13 Типового договора ГВС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643, установлено, что организация, осуществляющая ГВС, обязана проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры подачи горячей воды.

В пп. п. б) п.16 этого Типового договора указано, что абонент имеет право получать информацию о качестве горячей воды.

Под абонентом в п. 1 ст. 2 Закона №416-ФЗ понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор ГВС, ХВС и (или) договор водоотведения, единый договор ХВС и водоотведения.

УОв силу норм жилищного законодательства (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ) является лицом, обязанным заключить договор ресурсоснабжения с РСО.

Следовательно, УО в рамках понятий, применяемых в Законе №416-ФЗ,является абонентом, а РСО –организацией, осуществляющей ХВС или ГВС.

Т.е. из положений Закона №416-ФЗ в совокупности с положениями жилищного законодательства, следует, что УО, обязанная надлежаще содержать внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, не является и не может признаваться организацией, осуществляющей ХВС или ГВС и эксплуатирующей централизованные системы ХВС, ГВС, отдельные объекты таких систем. В связи с этим, УО, не являясь лицом, эксплуатирующим централизованные систему ГВС и ХВС, не должна признаваться лицом, обязанным иметь производственную программу контроля качества воды и осуществлять производственный контроль ее качества.

2. Положительная судебная практика для УО

Правила предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».

Согласно пункту 2 Правил № 354 "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем);

"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем КУ по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

УО в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 ЖК РФ и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества МКД, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы.

Таким образом, УО не осуществляет эксплуатацию централизованных систем ХВС или ГВС и не является организацией, осуществляющей соответственно ХВС или ГВС, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на УО не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Приведенные извлечения из судебного постановления могут быть использованы для обоснования позиции УО об отсутствии у нее обязанности разрабатывать программу производственного контроля качества воды, осуществляемого на вводе в дом. Однако, следует учитывать, что конкретно в этой рассматриваемой ситуации УО не являлась абонентом водоснабжающей организации и не являлась исполнителем КУ (соответствующий договор водоснабжения был заключен между водоснабжающей организацией и ТСЖ).

3. Отрицательная судебная практика для УО

По мнению некоторых судов, УО, эксплуатирующие внутридомовые сети водоснабжения, являющиеся частью централизованной системы ХВС/ГВС, и осуществляющие по ним транспортировку воды до потребителей, правомерно признаются органами Роспотребнадзора организациями, эксплуатирующими систему водоснабжения и обязанными осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно обязанными разработать соответствующую производственную программу.

При этом доводы управляющих организаций о том, что они «принимают воду как коммунальный ресурс от РСО и при этом осуществляют содержание и эксплуатацию только внутридомовых инженерных систем как

С учетом этого рассмотрим требования, установленные к осуществлению такого производственного контроля и к разработке программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды.

Как осуществляется производственный контроль качества (ПКК) холодной и горячей воды?

а) Согласно ч. 1 ст. 25 Закона №416-ФЗ ПКК питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя:

· отбор проб воды,

· проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям,

· контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

б) Порядок осуществления ПКК установлен Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 (далее Правила ПКК).

Пунктом 5 Правил ПКК установлено, что производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, разрабатываемой в соответствии с Правилами ПКК и разделом II СанПиН 2.1.4.1074-01.

Из положений пунктов 5-8 Правил ПКК и раздела II СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что ППКК

· разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение,

· согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора,

· утверждается на срок не более 5 лет.

в) ППКК включает в себя:

· перечень показателей, по которым осуществляется контроль, и их гигиенические нормативы;

· методику определения значения каждого показателя;

· допустимую ошибку метода определения каждого показателя.

· частоту отбора проб воды;

· места отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

· количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды;

· календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания);

· порядок проведения ежемесячного анализа результатов контроля качества воды

· порядок передачи информации по результатам контроля соответствующим уполномоченным органам и иным лицам.

При установлении в ППКК частоты отбора проб и их количества следует учитывать, что согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.4.1074-01, количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений Роспотребнадзора, но не должны быть ниже установленных п. 4.3, таблице 6, п. 4.4, таблице 7 и п. 4.5, таблице 8 СанПиН 2.1.4.1074-01.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: