План урока
I. Организационный момент
II. Мотивация
1. Загадка о временах года.
2. Чтение слов Осени.
3. Запись числа.
4. Встреча со старичком Лесовичком
III. Ознакомление с целями урока
IV. Работа со словами с непроверяемыми написаниями
1. Встреча с птицам.
2. Вставление пропущенных букв в слова.
3. Запись предложения.
4. Обозначение главных членов предложения.
V. Логическое упражнение
1. Встреча с зайцем.
2. Логическое упражнение. Составление предложений.
3. Запись предложений.
VI. Звуковая разминка. Физминутка
1. Встреча с лисой.
2. Запись слов.
3. Звуковая разминка (повторение о гласных и согласных звуках).
4. Физминутка “у Оленя дом большой”.
VII. Работа с текстом
1. Встреча с белкой.
2. Чтение деформированных предложений.
3. Составление предложений.
4. Орфографический разбор предложений.
5. Повторение о тексте.
6. Списывание текста.
7. Разбор предложений по членам.
VIII. Подведение итогов урока
1. Встреча с Лесовичком.
2. Пожелания лесным друзьям.
Ход урока
I. Организационный момент
|
|
Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы обобщим знания о предложении.
II. Минутка чистописания:
-Что это за птица?
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.(Сорока)
- Из гласных букв этого слова составьте цепочку (срк)
-Какая буква лишняя (р-звонкий звук не имеет пары, остальные буквы обозначают глухие звуки и имеют пару)
Скр ркс скр
Определите порядок написания букв в новай цепочке продолжите до конца.
III. Мотивация
Учитель: Ребята, отгадайте загадку: ежегодно приходят к нам в гости. Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, а четвёртый – плачет.
Дети: Времена года.
Учитель: Скажите, а какому времени года принадлежат эти слова?
(Дети читают слова, написанные на доске.)
Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья”.
Дети: Это слова весны
Учитель: Как красиво Весна вывела каждую букву. Постарайтесь писать также красиво и правильно. Откройте тетради и запишите число. Урок у нас сегодня необычный. Весна приглашает нас в лес для прогулки, но это не просто прогулка, ведь лесные жители приготовили для нас задания. Как вы думаете, справимся мы с ними?
Дети: Справимся.
-Ребята с кем вы чаще всего выезжаете на природу? Поэтому не случайно 2008 год объявлен президентом годом семьи
Учитель: Тогда в путь! Закройте глаза и представьте, что мы подошли к опушке леса. (Звучит спокойная, легкая музыка. На доску вывешивается картина весеннего леса и изображение старичка Лесовичка.)
|
|
На опушке леса нас встречает его хозяин старичок Лесовичок. Он очень бережно относится к своим владениям. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу? Расскажите Лесовичку.
Дети: Не нужно шуметь, пугать лесных обитателей, ломать веточки…
IV. Ознакомление с целями урока
Учитель: Лесные обитатели помогут нам вспомнить всё, что изучили о предложении, а мы в конце урока расскажем Лесовичку, что они помогли нам вспомнить.
V. Словарная работа
Учитель: На дереве сидят птицы. Трудно им сейчас добывать корм. А для птиц самое страшное – голод. И, конечно, мы должны им помогать: делать кормушки, регулярно подсыпать в них корм. А эти птички не могут подлететь к кормушке, ведь в клювиках у них буквы, которые нужно вставить в слова: р_бята, _г_род, ур_жай, к_пуста, х_роший. (Слова записаны на доске.)
(Дети показывают с помощью карточек буквы, учитель заполняет пропуски в словах.)
Учитель: Какие это слова?
Дети: Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно запомнить.
(На доску вывешивается карточка: )
Учитель: Что такое предложение? Составьте предложение, используя эти слова.
-Мы знаем, что строительным материалом для предложений являются слова, которые связаны между собой лексически и грамматически.
-А чем становятся слова, объёдиняясь в предложения? (членами предложения)
Учитель: Какие правила о написании предложения знаете? Приготовьтесь записать предложение. Не забудьте написание словарных слов.
(Дети записывают предложение под диктовку.).
. Учитель: Найдите в предложении главные члены.
(Один ученик комментирует) Молодцы, ребята, помогли птицам, они говорят нам:
(Карточка на доске) А мы отправимся дальше.
VI. Логическое упражнение. Запись предложений и проверка
Учитель: Угадайте, кто бежит нам навстречу? У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Дети: Это заяц.
Учитель: Давайте поможем зайчику убежать от врагов. Для этого нужно выполнить задание. Угадайте кто это? Стрижи и чайки – это… Ерши и щука – это… Жираф и ёжик – это…
(Слова, обозначающие животных заменены предметными картинками).
Учитель: Нужно записать предложения. Сколько здесь предложений?
Дети: Три предложения.
4. Учитель: Как обозначите начало и конец предложения?
Дети: Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.
. Учитель: Какие правила вспомните, чтобы правильно записать все слова?
Дети: Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, написание безударной гласной в корне слов стрижи, ерши.
(Дети записывают предложения самостоятельно.)
Учитель: Проверьте написание по доске и выделите орфограммы.
(Предметные картинки убираются, под ними – слова.)
Учитель: С заданием справились хорошо и зайчик говорит нам:
(Карточка на доске.)
VII. Звуковая разминка. Физминутка
Учитель: Кто-то написал на снегу слова: сороки, снегири, воробьи, ворона. Кто же это? Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая. Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
Дети: Это лиса.
. Учитель: Запишите слова в тетрадь. Лиса хитрая и задание замысловатое подобрала.
Учитель: Угадайте, какое слово она задумала: В 1-м слове подчеркните гласную, обозначающую мягкость согласного. Во 2-м слове – третью по счёту согласную. В 3-м слове – вторую согласную. В 4-м слове – последнюю гласную. Какое же слово получилось, ребята?
Дети: Игра.
Проводится физминутка “У оленя дом большой”.
Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У меня щёчки гладенькие, у тебя щёчки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Мы два друга, мы любим друг друга
Учитель: Очень понравилось лисе играть с вами. Но нужно дальше ей бежать. Бежит лиса по лесу, а за ней строчкой, лапка за лапкой след: “Счастливого пути” - написала она нам (Карточка на доске.)
|
|
VIII. Работа с текстом
Учитель: Идём дальше и видим… Она спряталась в дупло, в нём и сухо и тепло. Запасла грибов и ягод столько, что не съесть и за год. Кто это?
Дети: Это белка.
Учитель: Прочитайте, что записала белочка.
а) На, ручная, жила, высокой, ели, белочка.
б) У, малыши, растут, белочки.
в) Их, дети, кормят.
Учитель: Это предложения?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Не понятно о ком или о чём говорится.
Учитель: Назовите все орфограммы, которые встречаются в словах.
(Дети называют орфограммы, объясняют их написание, учитель выделяет орфограммы в словах на доске.)
Учитель: Прочитайте все предложения. Скажите, что это такое?
Дети: Это текст.
Учитель: Почему?
Дети: Все предложения связаны между собой по смыслу, подчинены одной теме. Текст можно озаглавить.
Учитель: Озаглавьте текст и спишите его.
Учитель: Белочка даёт нам последнее задание. В каждом предложении нужно подчеркнуть главные члены. 1-е предложение комментирует 1 ученик, 2-е и 3-е дети разбирают самостоятельно, а затем объясняют, как нашли главные члены предложений.
. Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием белочки хорошо, и она говорит вам: “ Благодарю”.
IX. Подведение итогов урока
Учитель: Ну а нам пора возвращаться в класс. И опять на пути у нас старичок Лесовичок. Вам понравилось в его владениях? Расскажите, кого вы встретили?
Дети: Мы встретили: зайца, белочку, птиц, лису.
Учитель: Что они помогли вам вспомнить?
Дети: Птицы помогли вспомнить слова с непроверяемыми написаниями и правила написания предложений. Заяц напомнил как пишутся сочетания жи, ши, чу, щу, о правописании безударных гласных в корне слова. Лиса напомнила о гласных и согласных звуках. Белочка учила составлять предложения, озаглавливать текст, писать правильно и красиво.
Учитель: Ребята, а какие слова они говорили нам на прощание?
(Хоровое чтение слов, записанных на карточках.)
Лесовичок советует вам почаще говорить друг другу вежливые слова улыбаться друг другу.
-Ребята спасибо вам за урок мне было приятно с вами работать
|
|
Ребята на партах у вас пиктограммы с их помощью покажите мне ваше настроение.
.