Какой из вопросов можно решить только на макроуровне?

Андрющенко Е.С., Кравченко Л.А,

Горячих М.В.

МАКРОЭКОНОМИКА:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

для студентов дневной и заочной формы обучения

направления подготовки

38.03.01- Экономика,

38.03.05 - Бизнес информатика,

38.03.06 - Торговое дело

 

 

Симферополь 2016

Макроэкономика: Учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы обучения направлений подготовки 38.03.01 – Экономика, 38.03.05 – Бизнес информатика, 38.03.06 – Торговое дело / Андрющенко Е.С., Кравченко Л.А., Горячих М.В., / Симферополь, 2016. – 175 с.

 

Рецензенты

Ю.Н. Воробьев – доктор экономических наук, профессор;

И.Н. Кулинич – кандидат экономических наук, доцент.

 

Утверждено на заседании кафедры экономической теории

Протокол № 9 от «14» марта 2016 года

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Института экономики и управления, структурного подразделения ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Протокол № 3 от «13» апреля 2016 года

 

 

Одобрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методического совета ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Протокол № 11 от «28» апреля 2016 года

 

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие охватывает все темы курса макроэкономики в соответствии с учебной программой. Учебно-методическое пособие содержит основные понятия, типовые задачи и материалы для самостоятельной работы, направленные на закрепление теоретических знаний.

Предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей.



СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА.. 5

ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.. 10

ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. 25

3.1. Цикличность и безработица как макроэкономические категории 25

3.2. Инфляция как макроэкономическая категория. 37

ТЕМА 4. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 48

ТЕМА 5. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ.. 63

ТЕМА 6. СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ И ВВП.. 75

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 83

ТЕМА 8. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 93

ТЕМА 9. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА.. 103

ТЕМА 10. МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 114

ТЕМА 11. РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 127

ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. 136

ГЛОССАРИЙ.. 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 175

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основная задача макроэкономики, как составной части экономической теории, заключается в формировании системы теоретических знаний и практических навыков по вопросам механизма функционирования национальной экономики на основе макроэкономических теорий, обоснованных мировой и отечественной наукой и апробированных практикой.

Учебно-методическое пособие предназначено для более глубокого изучения дисциплины, закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков в решении макроэкономических задач.

Учебно-методическое пособие соответствует учебной и рабочей программе по дисциплине «Макроэкономика» для студентов дневной и заочной формы обучения направления подготовки 38.03.01- Экономика, 38.03.05 - Бизнес информатика, 38.03.06 - Торговое дело.

Разработанное учебно-методическое пособие имеет несколько важных особенностей, а именно: оно представляет весь учебно-методический комплекс; в структуре каждой темы есть вопросы для обсуждения, термины, основные теоретические понятия и формулы, задания для докладов, рефератов, эссе, кейс-задачи и типовые, а также в пособии приведён глоссарий по дисциплине.

Следующей особенностью является то, что в пособии учтена специфика развития экономики России на современном этапе (отражено в темах, докладов, эссе, практических заданиях).

Кроме того, по каждой теме приведены примеры решения основных типов задач.

Учебно-методическое пособие будет полезно для студентов во время подготовки и к практическим занятиям, и к промежуточной аттестации (экзамену), и для выполнения контрольной работы, предусмотренной учебным планом, и для самостоятельной работы по темам дисциплины.



 

ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет макроэкономики.

2. Макроэкономические субъекты и их взаимодействие.

3. Методы макроэкономических исследований.

4. Основные функции макроэкономики.

 

Основные термины

экономика · макроэкономика · микроэкономика · мезоэкономика · метаэкономика · кейнсианство · анализ · синтез · индукция · дедукция · логика · диалектика · объекты исследования макроэкономики · субъекты макроэкономики · государственное регулирование · государственный сектор · экономические отношения · экономическая система · макроэкономический анализ · макроэкономический инструментарий · макроэкономическая политика · сектор домашних хозяйств · предпринимательский сектор

 

Вопросы самостоятельного изучения

1. Предмет макроэкономики. Его отличие от предмета микроэкономики и политэкономии.

2. Макроэкономические модели: сущность и роль в макроэкономическом анализе и прогнозировании.

3. Основные составляющие макроэкономической политики.

4. Инструментарий государственного влияния на макроэкономические процессы.

Тема эссе: Место макроэкономики среди других разделов экономической теории»

 

Темы докладов и рефератов

1. Генезис и основные этапы макроэкономической теории.

2. Развитие макроэкономики: теория и современные вызовы.

3. Цели и инструменты макроэкономической политики государства.

4. Проблемы структуры экономики России и приоритеты ее изменения.

 

Кейс – задача: Позитивный и нормативный подходы в экономической науке.

Объектом макроэкономического анализа является экономическая система в целом и её агрегированные параметры. Для более глубокого изучения, проблем, возможностей и пределов макроэкономического анализа различают его нормативную и позитивную части. Позитивная – формирует научное представление о современном состоянии экономики (воплощает факты «что есть»), дает объяснение сложившейся ситуации, констатирует факты и зависимости между ними, не используя субъективные суждения. Позитивные суждения имеют описательный характер. Нормативная – носит рекомендательный характер, олицетворяет суждения о том, какой должна быть экономика («что должно быть»), дает рекомендации относительно дальнейшего развития. Сочетание этих двух начал определяет концептуальную разницу в подходах: позитивисты уповают на силы рынка, сторонники нормативов предпочитают методы прямого государственного воздействия на экономику.

Вопросы:

1. Приведите примеры позитивного и нормативного подходов в экономической науке.

2. В чем проявляется взаимосвязь позитивной и нормативной экономической науки?

 

Тесты

1. Что является объектом макроэкономики:

а) экономическaя системa стрaны;

б) производительные силы;

в) производственные отношения;

г) частная экономика.

2. Главная задачa мaкроэкономики состоит в обеспечении общества знaниями, необходимыми:

а)  для обеспечения материальных потребностей людей;

б) для увеличения объемa производствa;

в) для увеличения экономических ресурсов;

г) для повышения эффективности экономики.

 

3. Макроэкономика как наука изучает:

а) экономическую систему в целом;

б) темпы экономического роста;

в) поведение отдельного потребителя;

г) прибыль предприятий.

 

4. Основная проблемa экономики:

а) противоречие между неограниченными людскими потребностями и ограниченными ресурсами;

б) достижение полной занятости ресурсов;

в) кaкие товары и услуги производить и в кaком количестве;

г) снижение уровня инфляции.

 

5. Aгрегированными параметрами макроэкономики являются:

а) ценa конкретного товара;

б) объем выпуска продукции фирмы;

в) объем спросa нa товар;

г) валовой внутренний продукт.

 

6. Предмет макроэкономики – это:

а) структура экономики;

б) производственные отношения;

в) экономические законы;

г) механизм функционирования экономической системы.

 




Какой из вопросов можно решить только на макроуровне?

а) какие товары и услуги производить;

б) кто будет производить товары и услуги;

в) как улучшить технологию производства;

г) как повлиять на инфляционные процессы в стране.

 

8. Позитивными суждениями являются:

а) высокие пошлины на ввозимые в стрaну товaры выгодны отечественным производителям;

б) налоги на мaлый бизнес должны быть низкими;

в) безработица в стрaне составляет 9,5 %;

г) инфляцию в стрaне необходимо снизить.

 

9. Какое из утверждений можно отнести к нормативной макроэкономике:

а) для снижения инфляции необходимо сокрaтить количество денег в обрaщении;

б) в краткосрочном периоде рост безработицы приводит к сокрaщению инфляции;

в) потребление домaшних хозяйств зависит от уровня их располaгаемого дохода;

г) в прошлом году общий уровень цен вырос на 16 %.

 

10. Совокупность домашних хозяйств и частных предприятий – это:

а) макроэкономическое равновесие;

б) частный сектор;

в) признак национальной экономики;

г) смешанная экономика.

 

11. Наличие тесных экономических связей, общей экономической среды и системы экономической защиты, а также общего экономического центра – это:

а) макроэкономическое равновесие;

б) частный сектор;

в) признаки национальной экономики;

г) смешанная экономика.

12. Совокупность государственных предприятий, которые производят товары и оказывают услуги, а также регулирующих структургосударства – это:

а) частный сектор;

б) субъекты макроэкономики;

в) экономические функции государства;

г) государственный сектор.

 

13. К необходимым элементам общих «правил экономической игры» относится:

а) единой хозяйственное законодательство, национальная денежная система, национальная финансовая система, невысокий уровень безработицы;

б) единое хозяйственное законодательство, устойчивая национальная валюта, национальная финансовая система;

в) стабильное хозяйственное законодательство, общая система внешнеэкономических границ, наличие общего экономического центра, невысокий уровень инфляции;

г) единое хозяйственное законодательство, общая денежная система, общая система внешнеэкономических границ, наличие единого представления об эффективной экономической политике государства.

 

14. Общая система экономической защиты как признак национальной экономики предполагает:

а) наличие национальной денежной единицы;

б) наличие общего центра, осуществляющего регулирование внешнеэкономических связей;

в) формирование прогрессивной по отношению к частному сектору экономики системы налогообложения предприятий;

г) преобладание государственной собственности над частной.

 

15. Макромодели показывают:

а) объективный рост показателей;

б) взаимосвязь между показателями;

в) связь между государственными субъектами;

г) связь между экзогенными величинами.

 

ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: