Андрющенко Е.С., Кравченко Л.А,
Горячих М.В.
МАКРОЭКОНОМИКА:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов дневной и заочной формы обучения
направления подготовки
38.03.01- Экономика,
38.03.05 - Бизнес информатика,
38.03.06 - Торговое дело
Симферополь 2016
Макроэкономика: Учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы обучения направлений подготовки 38.03.01 – Экономика, 38.03.05 – Бизнес информатика, 38.03.06 – Торговое дело / Андрющенко Е.С., Кравченко Л.А., Горячих М.В., / Симферополь, 2016. – 175 с.
Рецензенты
Ю.Н. Воробьев – доктор экономических наук, профессор;
И.Н. Кулинич – кандидат экономических наук, доцент.
Утверждено на заседании кафедры экономической теории
Протокол № 9 от «14» марта 2016 года
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Института экономики и управления, структурного подразделения ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Протокол № 3 от «13» апреля 2016 года
|
|
Одобрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методического совета ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Протокол № 11 от «28» апреля 2016 года
Предлагаемое учебно-методическое пособие охватывает все темы курса макроэкономики в соответствии с учебной программой. Учебно-методическое пособие содержит основные понятия, типовые задачи и материалы для самостоятельной работы, направленные на закрепление теоретических знаний.
Предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4
ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА.. 5
ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.. 10
ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. 25
3.1. Цикличность и безработица как макроэкономические категории 25
3.2. Инфляция как макроэкономическая категория. 37
ТЕМА 4. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 48
ТЕМА 5. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ.. 63
ТЕМА 6. СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ И ВВП.. 75
ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 83
ТЕМА 8. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 93
ТЕМА 9. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА.. 103
ТЕМА 10. МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 114
ТЕМА 11. РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 127
ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. 136
ГЛОССАРИЙ.. 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 175
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная задача макроэкономики, как составной части экономической теории, заключается в формировании системы теоретических знаний и практических навыков по вопросам механизма функционирования национальной экономики на основе макроэкономических теорий, обоснованных мировой и отечественной наукой и апробированных практикой.
|
|
Учебно-методическое пособие предназначено для более глубокого изучения дисциплины, закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков в решении макроэкономических задач.
Учебно-методическое пособие соответствует учебной и рабочей программе по дисциплине «Макроэкономика» для студентов дневной и заочной формы обучения направления подготовки 38.03.01- Экономика, 38.03.05 - Бизнес информатика, 38.03.06 - Торговое дело.
Разработанное учебно-методическое пособие имеет несколько важных особенностей, а именно: оно представляет весь учебно-методический комплекс; в структуре каждой темы есть вопросы для обсуждения, термины, основные теоретические понятия и формулы, задания для докладов, рефератов, эссе, кейс-задачи и типовые, а также в пособии приведён глоссарий по дисциплине.
Следующей особенностью является то, что в пособии учтена специфика развития экономики России на современном этапе (отражено в темах, докладов, эссе, практических заданиях).
Кроме того, по каждой теме приведены примеры решения основных типов задач.
Учебно-методическое пособие будет полезно для студентов во время подготовки и к практическим занятиям, и к промежуточной аттестации (экзамену), и для выполнения контрольной работы, предусмотренной учебным планом, и для самостоятельной работы по темам дисциплины.
ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет макроэкономики.
2. Макроэкономические субъекты и их взаимодействие.
3. Методы макроэкономических исследований.
4. Основные функции макроэкономики.
Основные термины
экономика · макроэкономика · микроэкономика · мезоэкономика · метаэкономика · кейнсианство · анализ · синтез · индукция · дедукция · логика · диалектика · объекты исследования макроэкономики · субъекты макроэкономики · государственное регулирование · государственный сектор · экономические отношения · экономическая система · макроэкономический анализ · макроэкономический инструментарий · макроэкономическая политика · сектор домашних хозяйств · предпринимательский сектор
Вопросы самостоятельного изучения
1. Предмет макроэкономики. Его отличие от предмета микроэкономики и политэкономии.
2. Макроэкономические модели: сущность и роль в макроэкономическом анализе и прогнозировании.
3. Основные составляющие макроэкономической политики.
4. Инструментарий государственного влияния на макроэкономические процессы.
Тема эссе: Место макроэкономики среди других разделов экономической теории»
Темы докладов и рефератов
1. Генезис и основные этапы макроэкономической теории.
2. Развитие макроэкономики: теория и современные вызовы.
3. Цели и инструменты макроэкономической политики государства.
4. Проблемы структуры экономики России и приоритеты ее изменения.
Кейс – задача: Позитивный и нормативный подходы в экономической науке.
Объектом макроэкономического анализа является экономическая система в целом и её агрегированные параметры. Для более глубокого изучения, проблем, возможностей и пределов макроэкономического анализа различают его нормативную и позитивную части. Позитивная – формирует научное представление о современном состоянии экономики (воплощает факты «что есть»), дает объяснение сложившейся ситуации, констатирует факты и зависимости между ними, не используя субъективные суждения. Позитивные суждения имеют описательный характер. Нормативная – носит рекомендательный характер, олицетворяет суждения о том, какой должна быть экономика («что должно быть»), дает рекомендации относительно дальнейшего развития. Сочетание этих двух начал определяет концептуальную разницу в подходах: позитивисты уповают на силы рынка, сторонники нормативов предпочитают методы прямого государственного воздействия на экономику.
|
|
Вопросы:
1. Приведите примеры позитивного и нормативного подходов в экономической науке.
2. В чем проявляется взаимосвязь позитивной и нормативной экономической науки?
Тесты
1. Что является объектом макроэкономики:
а) экономическaя системa стрaны;
б) производительные силы;
в) производственные отношения;
г) частная экономика.
2. Главная задачa мaкроэкономики состоит в обеспечении общества знaниями, необходимыми:
а) для обеспечения материальных потребностей людей;
б) для увеличения объемa производствa;
в) для увеличения экономических ресурсов;
г) для повышения эффективности экономики.
3. Макроэкономика как наука изучает:
а) экономическую систему в целом;
б) темпы экономического роста;
в) поведение отдельного потребителя;
г) прибыль предприятий.
4. Основная проблемa экономики:
а) противоречие между неограниченными людскими потребностями и ограниченными ресурсами;
б) достижение полной занятости ресурсов;
в) кaкие товары и услуги производить и в кaком количестве;
г) снижение уровня инфляции.
5. Aгрегированными параметрами макроэкономики являются:
а) ценa конкретного товара;
б) объем выпуска продукции фирмы;
в) объем спросa нa товар;
г) валовой внутренний продукт.
6. Предмет макроэкономики – это:
а) структура экономики;
б) производственные отношения;
в) экономические законы;
г) механизм функционирования экономической системы.
Какой из вопросов можно решить только на макроуровне?
а) какие товары и услуги производить;
б) кто будет производить товары и услуги;
в) как улучшить технологию производства;
г) как повлиять на инфляционные процессы в стране.
8. Позитивными суждениями являются:
а) высокие пошлины на ввозимые в стрaну товaры выгодны отечественным производителям;
б) налоги на мaлый бизнес должны быть низкими;
|
|
в) безработица в стрaне составляет 9,5 %;
г) инфляцию в стрaне необходимо снизить.
9. Какое из утверждений можно отнести к нормативной макроэкономике:
а) для снижения инфляции необходимо сокрaтить количество денег в обрaщении;
б) в краткосрочном периоде рост безработицы приводит к сокрaщению инфляции;
в) потребление домaшних хозяйств зависит от уровня их располaгаемого дохода;
г) в прошлом году общий уровень цен вырос на 16 %.
10. Совокупность домашних хозяйств и частных предприятий – это:
а) макроэкономическое равновесие;
б) частный сектор;
в) признак национальной экономики;
г) смешанная экономика.
11. Наличие тесных экономических связей, общей экономической среды и системы экономической защиты, а также общего экономического центра – это:
а) макроэкономическое равновесие;
б) частный сектор;
в) признаки национальной экономики;
г) смешанная экономика.
12. Совокупность государственных предприятий, которые производят товары и оказывают услуги, а также регулирующих структургосударства – это:
а) частный сектор;
б) субъекты макроэкономики;
в) экономические функции государства;
г) государственный сектор.
13. К необходимым элементам общих «правил экономической игры» относится:
а) единой хозяйственное законодательство, национальная денежная система, национальная финансовая система, невысокий уровень безработицы;
б) единое хозяйственное законодательство, устойчивая национальная валюта, национальная финансовая система;
в) стабильное хозяйственное законодательство, общая система внешнеэкономических границ, наличие общего экономического центра, невысокий уровень инфляции;
г) единое хозяйственное законодательство, общая денежная система, общая система внешнеэкономических границ, наличие единого представления об эффективной экономической политике государства.
14. Общая система экономической защиты как признак национальной экономики предполагает:
а) наличие национальной денежной единицы;
б) наличие общего центра, осуществляющего регулирование внешнеэкономических связей;
в) формирование прогрессивной по отношению к частному сектору экономики системы налогообложения предприятий;
г) преобладание государственной собственности над частной.
15. Макромодели показывают:
а) объективный рост показателей;
б) взаимосвязь между показателями;
в) связь между государственными субъектами;
г) связь между экзогенными величинами.
ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ