Основными свойствами ассортимента являются его широта, полнота, устойчивость и новизна. В соответствии с этими свойствами существуют и коэффициенты, их подсчитывающие.
Широта ассортимента - количество видов и наименований товара однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется:
- действительной широтой, то есть фактическим количеством видов, имеющихся в наличии.
- базовой широтой, то есть широтой, принятой за основу для сравнения.
- коэффициентом широты, то есть отношением действительной широты к базовой широте.
Кш = Шф:Шб
Ассортиментный перечень предприятия составляет 1515 ассортиментных позиций. Это значение и будет характеризовать базовую широту ассортимента. В результате полученных данных при проверке оказалось - 1428.
Полнота ассортимента -способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется:
- действительной полнотой - фактическим количеством видов товара однородной группы.
- базовой полнотой - регламентируемым, планируемым количеством товаров.
- коэффициентом полноты - отношением действительной полноты к базовой.
Кп = Пф: Пб
Всего в ассортиментном перечне хлебных изделий указаны 52 ассортиментные позиции (это базовая полнота).Во время проверки в магазине только 48 позиций.
Рассчитаем коэффициент полноты: 48: 52 = 0,92.
Следующее свойство ассортимента - устойчивость.Устойчивость ассортимента — это способность набора товаров удовлетворять потребности покупателей на товары повседневного спроса. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже.
Коэффициент устойчивости – это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Согласно ассортиментному перечню в продаже должно быть 64 наименования кондитерских изделий. В момент проверок их количество составляло: при 1-й проверке: 61 ед., при 2-й – 52 ед., при 3-й – 54 ед., при 4-й – 38 ед.
Также при поверке выявлено, что из 64 наименований 38 наименований новых товаров.
Рассчитаем коэффициент устойчивости и новизны.
Ку = (Р'ф1 + Р'ф2 +... + Р'фn):Рн × n)
где, Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;
n — количество проверок.