Довгопол И.И., кандидат
Педагогических наук, доцент
Тема:Проектирование и классификация методов обучения
1.Что такое метод обучения? Различные трактовки понятия «метод»
2. Суть понятия «классификация методов обучения».
3. Характеристика общедидактических методов обучения.
4.Основные методы организации учебно-познавательной деятельности
5. Методы получения новых знаний
6.Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности
7. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития обучающихся.
В современной педагогике методам обучения посвящены работы Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, И.Я. Лернера, В.В.Оконя и др.
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения»
|
|
«Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский);
«Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения» (И.Я. Лернер)
«Под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П.Подласый);
«Метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В.Оконь).
Традиционная классификация методов обучения, которая основана еще в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Общим признаком методов в ней есть источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них имеет модификацию (способы выражения)
Общедидактические методы обучения
I. В зависимости от способа усвоения видов содержания образования:
1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный).
2. Репродуктивный.
3. Проблемное изложение.
4. Частично-поисковый или эвристический.
5. Исследовательский.
II. В зависимости от способа предъявления учебной информации:
1. Словесные (речевые).
|
|
2. Наглядные.
3. Практические.
III. В зависимости от степени самостоятельности ученика в приобретении знаний:
1. Репродуктивный.
2. Частично-поисковый.
3. Поисковый.
4. Исследовательский.
Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
-демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
-использование технических средств;
-просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
-практические задания;
-тренинги;
-деловые игры;
-анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический.
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.
В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
-объяснительно-иллюстративный метод;
-репродуктивный метод;
-метод проблемного изложения;
-частичнопоисковый или эвристический, метод;
-исследовательский метод.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде
Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частичнопоисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.