Алгоритм подготовки учебного занятия

 

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). - Обозначение задач учебного занятия. - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. - Определение типа занятия. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Требования к проведению учебного занятия

В системе дополнительного образования детей

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.

На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.

Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Дошкольный и младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
Беседа с игровыми элементами Лекция Проблемная лекция
Сказка Учебная игра Пресс-конференция
Сюжетно-ролевая игра Творческий проект Практические занятия (лабораторная работа)
Игра-путешествие Конкурс (КВН) Семинар
Игра-имитация Заочная экскурсия Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические задания по подгруппам

Групповая консультация
Защита творческой работы
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Общие требования к постановке задач занятия

 

Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.

Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.

Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.

Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).

Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: