Московская архитектура xVI-XVII веков

С ростом экономических возможностей начинают строиться каменные церкви в московском посаде (то есть за пределами Кремля).

Появляется новый тип храма с единым бесстолпным внутренним пространством (без внутренних столбов, поддерживающих своды и купол).

Высшим достижением русской архитектуры XVI в. явились шатровые сооружения. Появление каменных шатровых форм было подготовлено деревянным зодчеством, а также столпообразными композициями, характерными  для раннемосковских храмов (собор Андроникова монастыря):

Спасский собор Андронникова монастыря в Москве

 

 

______________________________________________________________

 ПАМЯТКА:

Характерные  черты древнерусского крестовокупольного храма

Закомара ― полукруглое  завершение  стены, повторяющее  очертаниями  внутренний  свод.

Кокошник  —декоративное  завершение  стен, сводов,  обрамление  барабанов  церквей  в виде  профилированных  арок, иногда  с заострённым  верхом (килевидная форма).

Световой барабан ― цилиндрическое завершение  храма,  окна  в  котором  освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ  храма, ориентированный  на  восток.

Купол конструкция покрытия храма, близкая  по  форме к  полусфере.

 

Характерные черты шатрового храма:

Восьмерик (четверик) ― многоугольное

 основание  шатра.

 

Шатер ― многогранная  архитектурная  форма в  виде  пирамиды (часто  восьмигранной), применяемая  для  завершения (венчания) архитектурного  строения.

Гульбище - Наружная терраса или галерея, часто открытая, обходящая здание с нескольких сторон на уровне подклета. Встречается в церквях, трапезных и дворцах.

Подклет - нижний,  нежилой  этаж  каменного или  деревянного  жилого  дома  в  народной архитектуре.  Подклеты  сооружались  и  в некоторых  русских  церквах  (известны  с конца  14 в.),  предназначаясь  для  хранения имущества  церкви  (иногда  и  прихожан), устройства  усыпальниц  и  тёплых церквей.

К числу выдающихся шатровых храмов относятся церковь Вознесения в Коломенском ((1532 г.):

Храм был построен в подмосковной летней резиденции московских князей Коломенском итальянским архитектором по имени Петрок Малый по заказу Василия III в честь рождения наследника – будущего Ивана Грозного, как домовая церковь,  и  была одной из первых каменных, шатровых церквей.

Церковь Вознесения в Коломенском - наиболее совершенный образец шатровой архитектуры.

И.Э. Грабарь в "Истории русского искусства"  видел прообразом замечательного памятника архитектуры шатровые деревянные храмы, что, в принципе, подтверждалось и летописцем: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». И.Э.Грабарь пишет: «Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности. Затея воспроизведения деревянного храма удалась превосходно. С внешней стороны структура Коломенского храма ясно обнаруживает свой прообраз, создавшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на двух рядах кокошников; к основному четверику, по сторонам, примыкают выступы, соответствующие в дереве прирубам, покрытым «бочкой». Удержана даже прямоугольная форма алтаря, столь присущая деревянному крещатому храму.»

По своей высоте – более 60 метров – церковь не имела себе равных. Она носила чисто мемориальный характер. Имеет симметричность форм, алтарные апсиды отсутствуют. Здание выполнено из кирпича, но архитектурные детали из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане.

 Поставленная на высоком берегу Москвы-реки и как бы вырастая из него, церковь органически связана с природным ландшафтом. Широкая терасса-гульбище вокруг церкви была открытой, на ней было устроено царское место в виде белокаменного трона, отсюда открывается вид на далекую панораму Москвы. Господствуя в окружающем пространстве, центричная 62-метровая вертикаль объединяла различные каменные здания и обширные деревянные палаты загородной великокняжеской резиденции. Арочная галерея храма с пологими лестницами способствует связи с окружением.

Ярусы закомар, опирающихся на пилястры с классическими ордерными деталями, составляют динамичный переход от крестообразного в плане основания к восьмерику) и от последнего к шатру). Стремление выразить высотность и динамичный взлет столпа сочетается с монументальной уравновешенностью масс, соответствующей мемориальному характеру торжественно-величавого храма-памятника. В построении объемов чувствуется связь с деревянной архитектурой (шатер на восьмерике и четверике, крестообразный план с ярусными пристройками, галерея и т. п.), однако использованные формы трактованы в соответствии со свойствами каменного материала. Исключительный по целостности кирпичный шатровый монумент с большим чувством меры расчленен тонкими белокаменными деталями, подчеркивающими тектонику.

Внуртеннее помещение церкви из-за большой толщины стен, незначительно, интерьер скромен и прост.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: