НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ
В это воскресенье прославляется чудесное исцеление при Овчей купели расслабленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. По объяснению Синаксаря, чудо это празднуется в этот день потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного святая Церковь видит изображение обновления жизни всего человечества чрез воскресение Христово. «Христос, — воспевает она в песнопениях этого дня, — от мертвых воста, начаток усопших, перворожден твари, и Содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови»; «днесь смерть и ад пленися, род человеческий в нетление облечеся; тем же бдагодаряще вопием: слава, Христе, востанию Твоему». Вместе с этим святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать: «в летех многих немощствующую душу мою, Преблагий, исцели, якоже расслабленного прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя»; «Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступлении оздрави, и шествовати мне Твоя правые стези споспешествуй».
Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при Овчей купели, в которую «ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду», то в некоторых тропарях канона прославляется ещё святой архистратиг Михаил. Восхваляя его, как «начальника ангелов», «предводителя» «вышних служителей», святая Церковь воспевает его и как «наставника заблуждающих» и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: «просвещение нам испроси», «умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстояньми жития зыблемую присно», «с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития», и «наслаждение благ вечных».
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
Отверзаются Царские врата. Совершается каждение алтаря.
Диакон: Востaните! ГDи бlгослови2.
Священник:
Слaва с™ёй, и3 є3диносyщнэй, и3 животворsщей, и3 нераздёльнэй трbцэ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. | Слава Святой, имеющей единую сущность, являющейся началом всей жизни, и неразделимой Троице, постоянно: и сейчас, и всегда*, и в вечности*. |
* Всегда – до окончания нашего мiра, в котором действует отсчёт времени, данный нам как напоминание о приближающемся Страшном Суде; в вечности – когда закончится наш мiр** и наступит новый, не имеющий времени, а следовательно, и конца.
**Для того, чтобы различать «мир» как «покой, спокойствие» и «мир» как «вселенную, Землю, среду обитания» в богословской науке принято это слово во втором значении писать через i-«десятиричное», «и с точкой». Оно названо так потому, что в церковно-славянском языке является ещё и цифрой «10».
Хор отвечает:
Ґми1нь. | Истинно. (Да будет так). | ||||
Священнослужителями в алтаре поётся тропарь:
| |||||
Пріиди1те, поклони1мсz цReви нaшему бGу. | Придите, поклонимся* Царю нашему, Богу. | ||||
* Призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю — Создателю и Владыке мiра видимого и невидимого (Ин 1:3; Откр. 1:5). | |||||
Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ хrтY, цReви нaшему бGу. | Придите, поклонимся и повергнемся на землю перед Царём Христом, нашим Богом. | ||||
Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ самомY хrтY, цReви и3 бGу нaшему. | Придите, поклонимся и повергнемся на землю перед самим Христом, Царём и Богом нашим. | ||||
Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ къ НемY. | Придите, поклонимся, и повергнемся на землю перед Ним. |
Совершается каждение всего храма.
Хор поёт избранные стихи* из 103 (Предначинательного) псалма. Остальные стихи читает чтец.
*Стих — в Богослужении это краткое изречение или песнь» избранная из Псалтири или других книг Священною Писания, и предваряющцая пение, чтение и некоторые молитвы.
Закрываются Царские врата. Перед ними выходит священник читать светильничные молитвы.
Диакон провозглашает Ектению великую (иначе — мирную).
После мирной ектении хор поёт отдельные стихи из 1 Славы 1 кафисмы. Это пение перекликается с чтением остальных стихов. В просторечии по своим первым словам это песнопение называется «Блажен муж».
После пения «Блажен муж» произносится Ектения малая: «Паки и паки» (снова и снова).
И продолжается чтение 1 кафисмы. (псалмы 1-8).
После 2 Славы снова Ектения малая.
По ектении дочитывается 3 Слава кафисмы, после которой молящиеся вновь («паки») призываются к молитве. Провозглашается Ектения малая.
Хор поёт 140, 141, 129 и 116 псалмы попеременно со стихирами*. То, что не поёт хор — читают чтецы. В это время совершается каждение всего храма.
*Стихира — с греч. — «что написано стихами» стихотворение. В Богослужении стихирами называются песнопения, повествующие о празднуемом событии. Они поются со стихами (см. примечание выше).
ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS. Ўслhши мS гDи. ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS: вонми2 глaсу молeніz моегw2, внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ. Ўслhши мS гDи. | Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. Услышь меня, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Услышь меня, Господи. |
Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw кади1ло пред8 тоб0ю, воздэsніе рукY моє1ю, жeртва вечeрнzz. Ўслhши мS гDи. | Да* направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя. Услышь меня, Господи. |
*Да – частица, используемая с глаголом для выражения приказания, повеления (предполагающая безпрекословное, обязательное выполнение). |
СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
И#зведи2 и3з8 темни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY. | Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё. |
Твои1мъ кrт0мъ хrтE сп7се, смeрти держaва разруши1сz, и3 діaволz прeлесть ўпраздни1сz: р0дъ же человёческій вёрою спасaемый, пёснь тебЁ всегдA прин0ситъ. | Твоим Крестом, Христос Спаситель, смерти могущество* разрушено и льстивый обман дьявола** лишён силы. Человеческий род, спасаемый верой, непрестанно приносит Тебе хвалебную песню. |
*Быт. 2:16,17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». **Быт. 3:4,5 «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». | |
МенE ждyтъ прaвєдницы, д0ндеже воздaси мнЁ. | Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне. |
Просвэти1шасz всsчєскаz, воскресeніемъ твои1мъ гDи, и3 рaй пaки tвeрзесz: всs же твaрь восхвалsющи тS, пёснь тебЁ всегдA прин0ситъ. | Всё вокруг озарилось светом Твоего Воскресения, и рай снова распахнулся. Все создания, восхваляя Тебя, непрестанно приносит Тебе хвалебную песню. |
И#з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й. | Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. |
Слaвлю nц7A и3 сн7а си1лу, и3 с™aгw д¦а пою2 влaсть, нераздёльное, несоздaнное б9ество2, трbцу є3диносyщную, цaрствующую въ вёкъ вёка. | Прославляю Отца и Сына силу, и воспеваю Святого Духа власть, – нераздельное, не созданное Божество, единосущную Троицу, царствующую во век века. |
Да бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2. | Пусть уши Твои внимают голосу моления моего. |
КrтY твоемY честн0му покланsемсz хrтE, и3 воскrніе твоE поeмъ и3 слaвимъ: рaною бо твоeю мы2 вси2 и3сцэлёхомъ. | Кресту Твоему драгоценному поклоняемся, Христе, и Воскресение Твоё воспеваем и прославляем. Ибо ранами Твоими мы все были исцелены. 1Пет. 2:24 |
Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть. | Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо только Ты даруешь нам очищение.* |
*Пророк Давид умоляет Бога, чтобы Он поступил с ним не по Своему правосудию, а по милосердию. | |
Поeмъ сп7са t дв7ы вопл0щшагосz: нaсъ бо рaди распsтсz, и3 въ трeтій дeнь воскRсе, дaруz нaмъ вeлію млcть. | Воспеваем Спасителя, воплотившегося от Девы. Ведь Он ради нас был распят и воскрес в третий день, даруя нам великую милость. |
И$мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа. | Почитая имя Твоё святое, надеюсь на Тебя, Господи; надеется душа моя на слово Твое; уповает душа моя на Господа. |
Сyщымъ во ѓдэ сошeдъ хrт0съ благовэсти2: дерзaйте, глаг0лz, нhнэ побэди1хъ, ѓзъ є4смь воскrніе, ѓзъ вы2 возведY, разруши1въ смє1ртнаz вратA. | К тем, кто был в аду, спустился Христос с радостной вестью. Ободритесь, — провозгласил Он, — ныне Я одержал победу, Я –Воскресение, Я выведу вас наверх (из ада), разрушив врата смерти. |
T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz, да ўповaетъ ї}ль на гDа. | От стражи утренней* до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. |
*Утренняя стража (смена караула) длилась от двух часов ночи до шести утра. В этом стихе выражен призыв уповать на Бога всегда. | |
Недост0йнw стоsще въ пречи1стомъ домY твоeмъ, вечeрнюю пёснь возсылaемъ, и3з8 глубины2 взывaюще хrтE б9е: просвэти1вый мjръ триднeвнымъ воскrніемъ твои1мъ, и3зми2 лю1ди твоS t руки2 врагHвъ твои1хъ чlвэколю1бче. | Мы, недостойно стоящие в пречистом Твоём храме, вечернюю хвалебную песнь воспеваем, взывая из глубины души: Христе Боже, озаривший мір Своим тридневным Воскресением, выведи людей Твоих из рук врагов Твоих, Человеколюбец. |
Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї}лz t всёхъ беззак0ній є3гw2. | Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его. |
Длaнію пречи1стою создaвый человёка, пришeлъ є3си2 благоутр0бне недyгующыz и3сцэли1ти хrтE, разслaбленнаго во џвчей купёли, сл0вомъ твои1мъ возстaвилъ є3си2: кровоточи1вой же болёзнь и3сцэли1лъ є3си2: хананeи nтрокови1цу стужaемую поми1ловалъ є3си2, и3 прошeніz с0тника не презрёлъ є3си2. сегw2 рaди зовeмъ: всеси1льне гDи, слaва тебЁ. | Рукой пречистой создавший человека, Ты пришёл, милосердный Христос, исцелить одержимых недугами. Парализованного в Овчей купели Ты словом поднял на ноги*, исцелил болезнь кровоточивой**, дочь хананеянки***, одержимую бесами, помиловал****, и просьбой сотника***** не пренебрёг. Потому мы возглашаем: «Всесильный Господи, слава Тебе!» |
*Ин 5:1-16 (события, празднуемые сегодня). **Мф 9:20-22; Мр 5:25-34; Лк 8:42-48. ***Мф 15:22,23. ****Мр 16:9. *****Мф 8:5-13; Лк 7:2-10. | |
Хвали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе. | Хвалите Господа, все народы, восхвалите Его, все племена. |
Непогребeнъ мертвeцъ сhй, разслaбленный ви1дэвъ тS, возопи2: поми1луй мS гDи, ћкw џдръ м0й гр0бъ мнЁ бhсть. чт0 ми пріwбрётеніе животA; не трeбую џвчіz купёли, не и4мамъ бо никогHже влагaюща мS, возмущaющымсz водaмъ: но къ тебЁ и3ст0чнику прихождY и3сцэлeній, да и3 ѓзъ со всёми зовY: всеси1льне гDи, слaва тебЁ. | Парализованный, как непогребённый мертвец, увидев Тебя, закричал: «Помилуй меня, Господи! ибо ложе моё стало мне гробом. Зачем мне радости жизни? Не нужна мне и Овчая купель, ибо нет у меня никого, кто опустил бы меня в бурлящие воды. Но прихожу к Тебе, Источнику исцелений, чтобы вместе со всеми взывать: всесильный Господи, слава Тебе! |
Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ. | Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. |
При џвчей купёли, человёкъ лежaше въ нeмощи, и3 ви1дэвъ тS гDи, вопіsше: человёка не и4мамъ, да є3гдA возмути1тсz водA, ввeржетъ мS въ ню2. є3гдa же прихождY, и4нъ предварsетъ мS, и3 пріeмлетъ и3сцэлeніе: ѓзъ же немощствyzй лежY. и3 ѓбіе ўмилосeрдивсz сп7съ, глаг0летъ къ немY: тебE рaди человёкъ бhвъ, тебE рaди въ пл0ть њблек0хсz, и3 глаг0леши: человёка не и4мамъ: возми2 џдръ тв0й и3 ходи2. вс‰ тебЁ возмHжна, вс‰ послyшаютъ, вс‰ повинyютсz: всёхъ нaсъ помzни2, и3 поми1луй с™hй, ћкw чlвэколю1бецъ. | При Овечей купальне лежал человек в немощи, и увидев Тебя, Господи, закричал: «Нет у меня человека, который опустит меня в воду, когда она забурлит. Когда же я сам добираюсь до неё, кто-то другой опережает меня и получает исцеление, я же лежу в немощи». И в тот час Спаситель, сжалившись, говорит ему: «Ради тебя я стал Человеком, ради тебя облёкся в плоть, а ты говоришь: нет у тебя человека! Возьми своё ложе и ходи». Всё для Тебя возможно, всё Тебе послушно, и всё подчинено. Всех нас помяни и помилуй, Святой, поскольку Ты — Человеколюбец. |
Слaва: | |
Взhде ї}съ во їерусали1мъ на џвчую купёль, глаг0лемую їудeйски виfесдA, пsть притв0рwвъ и3мyщую: въ тёхъ бо слежaше мн0жество немощствyющихъ. ЃгGлъ бо б9ій по вс‰ лBта сходS, возмущaше ю5, и3 здрaвіе подавaше приступaющымъ вёрою. и3 ви1дэвъ гDь многоврeменна человёка, глаг0летъ къ немY: х0щеши ли здрaвъ бhти; немощствyzй tвэщавaше: гDи, человёка не и4мамъ, да є3гдA возмути1тсz водA, ввeржетъ мS въ купёль: врачє1мъ и3здaхъ всE и3мёніе моE, и3 ми1лости ўлучи1ти не спод0бихсz. но врaчь дyшъ и3 тэлeсъ глаг0летъ къ немY: возми2 тв0й џдръ и3 ходи2, проповёдуz мою2 си1лу, и3 вeлію ми1лость въ концёхъ. | Пришёл Иисус в Иерусалим к купальне у Овечих ворот, которая по-иудейски называется Вифезда и имеет пять галерей. В них лежало множество больных. Ибо время от времени на воду сходил Ангел Божий, возмущал её и подавал выздоровление тем, кто входил в воду с верой. И увидел Господь человека, лежащего там долгое время, и спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?» И немощный отвечал: «Господи, нет со мною человека, который опустил бы меня в воду, когда она забурлит. На врачей я истратил всё своё состояние, а милосердного дара так и не получил. Но Врач душ и тел говорит ему: «Возьми своё ложе и ходи, возвещая Мою силу и великое милосердие всем концам земли!» |
И# нhнэ: | |
Далее следует песнопение авторства прп. Иоанна Дамаскина – богородичен догматик, которое в возвышенной, поэтической форме раскрывает догмат о воплощении Сына Божия. Всего догматиков 8, по числу гласов, каждый из них отмечает определённый аспект этого великого Таинства Боговоплощения (в данном случае – осуществление Ветхозаветных прообразов), приводим текст одного из них, соответствующего гласу недели: | |
Кaкw не диви1мсz бGомyжному ржcтвY твоемY, пречcтнaz; и3скушeніz бо мyжескагw не пріeмши всенепор0чнаz, родилA є3си2 без8 nц7A сн7а пл0тію прeжде вёкъ t nц7A рождeннаго без8 м™ре, никaкоже претерпёвшаго и3змэнeніz, и3ли2 смэшeніz, и3ли2 раздэлeніz, но nбою2 существY св0йство цёло сохрaншаго. тёмже м™и дв7о вLчце, того2 моли2 сп7сти1сz душaмъ, правослaвнw бцdу и3сповёдающихъ тS. | Как нам не удивиться рождению Тобой младенца от Бога, Всесвященная! Ведь Ты, Всенепорочная, не испытав общения с мужем, родила без отца во плоти Сына, рожденного прежде начала времён от Отца без матери*, однако, ни в чем не испытавшего при этом земном рождении изменения, или смешения, или разделения, но свойства каждой природы сохранившего без ущерба. Поэтому, Владычица, Матерь-Дева, моли Его о спасении душ православно исповедующих Тебя Богородицей**! |
*Пс.109:3б-4а «Из чрева Моего до зари мiроздания Ты рождён. Клялся Господь, и не возьмёт назад слова». ** Этот догматик написан, как ответ тем еретикам, которые не признавали в Господе Иисусе Христе природы Божества; данная ересь была осуждена на 3 Вселенском соборе в 431 г., а её начальник Несторий отлучён от Церкви; и с тех времён, чтобы нарочито подчеркнуть Кто пришёл к нам в мір Девой Марией, святые отцы положили называть Пречистую Деву – Родившей Бога (а не простого человека) – БОГОРОДИЦЕЙ. |
Отверзаются Царские врата и совершается Вход с кадилом.
Диакон:
Премyдрость, пр0сти. | Премудрость! Станем благоговейно! |
Хор поёт вечернюю песнь Сыну Божию:
Свёте ти1хій с™hz слaвы, безсмeртнагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeннагw, ї}се хrтE: пришeдше на зaпадъ с0лнца, ви1дэвше свётъ вечeрній, поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа. Дост0инъ є3си2 во вс‰ временA пётъ бhти глaсы прпdбными, сн7е б9ій, жив0тъ даsй: тёмже мjръ тS слaвитъ. | Иисус Христос – тихий Свет святой славы безсмертного, святого, блаженного Небесного Отца! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами праведными, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мiр Тебя и славит. |
Вслед за Входом произносится вечерний прокимен.
ГDь воцRи1сz, въ лёпоту њблечeсz. | Господь воцарился*, красотою облёкся. |
*Воцарился – восклицание которым приветствовали в древности нового царя (смотрите: 2Цар. 15:10). | |
Стjхъ: Њблечeсz гDь въ си1лу и3 препоsсасz. | Стих: Облёкся* Господь силою, и препоясался*. |
*…облёкся … силою и препоясался – образное выражение из военного быта – сравним со словами Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» (2Цар. 22:40). | |
Стjхъ: И$бо ўтверди2 вселeнную, ћже не подви1житсz. | Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. |
Стjхъ: Д0му твоемY подобaетъ с™hнz гDи, въ долготY днjй. | Стих: Дому Твоему присуща святость, Господи, на безконечные дни. |
Этот прокимен поётся в богослужении в субботу вечером, когда воспоминается Искупление людей Воскресшим Спасителем и Его воцарение. |
Закрываются Царские врата.
Возглашается сугубая ектения.
Читается вечернее славословие.
Спод0би гDи въ вeчеръ сeй без8 грэхA сохрани1тисz нaмъ. Бlгословeнъ є3си2 гDи б9е nтє1цъ нaшихъ, и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вёки, ґми1нь. Бyди гDи, млcть твоS на нaсъ, ћкоже ўповaхомъ на тS. Бlгословeнъ є3си2 гDи, научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ. Бlгословeнъ є3си2 вLко, вразуми1 мz њправдaніємъ твои6мъ. Бlгословeнъ є3си2 с™hй, просвэти1 мz њправдaніи твои1ми. ГDи, млcть твоS во вёкъ, дёлъ рукY твоє1ю не прeзри: тебЁ подобaетъ хвалA, тебЁ подобaетъ пёніе, тебЁ слaва подобaетъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь. | Удостой, Господи, в этот вечер сохраниться нам без греха. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Пусть будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы надеемся на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня законам Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, не презирай меня, дело Твоих рук. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу сейчас, и всегда, и в вечности. И да будет так. |
По славословии возглашается просительная ектения.
Диакон возглашает: Главы6 нaшz гDви прикл0нимъ.
В это время Священник читает тайную молитву о всех, в это время наклонивших в благоговении свои головы. Поэтому все молящиеся в храме должны приклонить головы.
Хором поются стихиры на стиховне (то есть среди стихов от псалмов).
Стrтію твоeю хrтE, њмрачи1вый с0лнце и3 свётомъ твоегw2 воскrніz, просвэти1вый всsчєскаz, пріими2 нaшу вечeрнюю пёснь чlвэколю1бче. | Ты, Христос, страданиями Своими омрачивший солнце и светом Своего Воскресения даровавший нам свет, прими нашу вечернюю хвалебную песню, Человеколюбец. |
Бyди гDи ми1лость твоS на нaсъ, ћкоже ўповaхомъ на тS. | Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя! |
Въ притв0рэ соломHновэ, тaмw слежaше мн0жество немощствyющихъ, и3 преполови1вшусz прaзднику, њбрёте хrт0съ три1десzть џсмь лётъ разслaблена лежaща, вLчнимъ глaсомъ глаг0летъ къ немY: х0щеши ли здрaвъ бhти; немощствyzй tвэщавaше: гDи, человёка не и4мамъ, да є3гдA возмути1тсz водA, ввeржетъ мS въ купёль. џнъ же глаг0летъ къ немY: возми2 џдръ тв0й, и3 ходи2: сE здрaвъ бhлъ є3си2, ктомY не согрэшaй. бцdы моли1твами низпосли2 нaмъ вeлію ми1лость. | В галерее Соломоновой, где лежало множество немощных, в середине праздника* Христос обнаружил человека, лежащего парализованным тридцать восемь лет, и властным голосом говорит ему: «Хочешь ли быть здоровым?» Немощный отвечал: «Господи, нет у меня человека, который опустит меня в купель, когда возмутится вода». Он же говорит ему: «Возьми ложе твоё и ходи. Вот ты выздоровел, больше не греши!» По молитвам Богородицы пошли нам великую милость. |
*Событие было в середине (преполовении) праздника Пятидесятницы. Потому и мы его празднуем в это же время. |
И, как всегда в послепасхальное время, поются
СТИХИРЫ ПАСХИ
Стjхъ: Да воскрeснетъ бGъ, и3 расточaтсz врази2 є3гw2. | Стих: Да восстанет Бог и да рассеются враги Его, и да убегут от Него ненавидящие Его. |
Пaсха сщ7eннаz нaмъ днeсь показaсz: пaсха н0ва с™az: пaсха тaинственнаz: пaсха всечестнaz: пaсха хrт0съ и3збaвитель: пaсха непор0чнаz: пaсха вели1каz: пaсха вёрныхъ: пaсха двє1ри р†йскіz нaмъ tверзaющаz: пaсха всёхъ њсвzщaющаz вёрныхъ. | Пасха священная нам сегодня явлена – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха, достойная всякой чести, Пасха – Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных,* Пасха, отверзшая нам врата Рая, Пасха, освящающая всех верных. |
* «Верными» называются христиане. | |
Стjхъ: Ћкw и3счезaетъ дhмъ, да и3счeзнутъ. | Стих:Как исчезает дым – так да исчезнут. |
Пріиди1те t видёніz жєны2 бlговBстницы, и3 сіHну рцhте: пріими2 t нaсъ рaдости бlговёщеніz, воскресeніz хrт0ва: красyйсz, ликyй, и3 рaдуйсz їерусали1ме, цRS хrтA ўзрёвъ и3з8 гр0ба, ћкw женихA происходsща. | Придите, жёны благовестницы, и скажите Сиону о том, что вы увидели: «Прими от нас весть о радости Воскресения Христова; веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, увидев, как жениха,* Царя Христа, выходящего из гроба!» |
* Иерусалим – церковь Христова, Его невеста. Смотрите также примечание к 5-й песни канона. | |
Стjхъ: Тaкw да поги1бнутъ грёшницы t лицA б9іz, ґ прaвєдницы да возвеселsтсz. | Стих:Да не будет же грешников пред Богом, а праведники да возвеселятся. |
МmронHсицы жєны2, ќтру глубокY, предстaвшz гр0бу живодaвца, њбрэт0ша ѓгGла на кaмени сэдsща, и3 т0й провэщaвъ и5мъ си1це глаг0лаше: что2 и4щете живaгw съ мeртвыми; что2 плaчете нетлённагw во тли2; шeдше проповёдите ўченикHмъ є3гw2. | Жены мироносицы, придя рано утром ко гробу Жизнодавца, обнаружили Ангела, сидящего на камне. И он, обратившись к ним сказал: «Что вы ищете Живого среди мёртвых? Зачем оплакиваете Нетленного, как будто Он – в тлении? Пойдите и возвестите о Воскресении ученикам Его!» |
Стjхъ: Сeй дeнь, є3г0же сотвори2 гDь, возрaдуемсz и3 возвесели1мсz в0нь. | Стих:Вот, день, который сотворил Господь, возрадуемся же и будем веселиться в нём! |
Пaсха крaснаz, пaсха, гDнz пaсха, пaсха всечестнaz нaмъ возсіS. пaсха, рaдостію дрyгъ дрyга њб8и1мемъ. q пaсха! и3збавлeніе ск0рби, и4бо и3з8 гр0ба днeсь ћкw t черт0га возсіsвъ хrт0съ, жєны2 рaдости и3сп0лни глаг0лz: проповёдите ґпcлwмъ. | Пасха прекрасная! Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам восияла! Пасха — радостно друг друга обнимем! О, Пасха, избавление от скорби: ибо сегодня Христос, как жених из брачного чертога, воссияв из гроба, наполнил радостью жён мироносиц, говоря: «Возвестите обо Мне Апостолам!» |
Слaва и3 нhнэ: | Слава. И сейчас. |
Воскrніz дeнь, и3 просвэти1мсz торжеств0мъ, и3 дрyгъ дрyга њб8и1мемъ. рцeмъ брaтіе, и3 ненави1дzщымъ нaсъ, прости1мъ вс‰ воскrніемъ, и3 тaкw возопіи1мъ: Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть попрaвъ, и3 сyщымъ во гробёхъ жив0тъ даровaвъ. | Воскресения день – засияем торжеством и друг друга обнимем! Скажем: «Братья!» и тем, кто ненавидит нас; простим всё в этот день воскресения, и так воскликнем: Христос воскрес из мёртвых, поправ Своею смертью смерть и даровав умершим жизнь. |
После стиховных стихир поётся песнь Симеона Богоприимца.
Нhнэ tпущaеши рабA твоего2, вLко, по глаг0лу твоемY, съ ми1ромъ: ћкw ви1дэста џчи мои2 сп7сeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ пред8 лицeмъ всёхъ людeй, свётъ во tкровeніе kзhкwвъ, и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz. | Владыка, Ты сегодня по слову Твоему отпускаешь Твоего раба с миром, ибо видели мои глаза Твоё спасение, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. |
И читается Трисвятое.
Поются тропари. При этом открываются Царские врата.
Бцdе дв7о рaдуйсz, бlгодaтнаz мRjе, гDь съ тоб0ю: бlгословeна ты2 въ женaхъ, и3 бlгословeнъ пл0дъ чрeва твоегw2, ћкw сп7са родилA є3си2 дyшъ нaшихъ. | Богородица Дева, радуйся; благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших. |
Хор поёт: «Буди Имя Господне…». Затем читается 33 псалом.
Бyди и4мz гDне бlгословeно t нhнэ и3 до вёка. Три1жды. | Да будет имя Господне благословенно отныне и в вечности. (поётся 3 раза) |
Бlгословлю2 гDа на всsкое врeмz, вhну хвалA є3гw2 во ўстёхъ мои1хъ. Њ гDэ похвaлитсz душA моS, да ўслhшатъ кр0тцыи, и3 возвеселsтсz. Возвели1чите гDа со мн0ю, и3 вознесeмъ и4мz є3гw2 вкyпэ. Взыскaхъ гDа, и3 ўслhша мS, и3 t всёхъ скорбeй мои1хъ и3збaви мS. Приступи1те къ немY, и3 просвэти1тесz, и3 ли1ца в†ша не постыдsтсz. Сeй ни1щій воззвA, и3 гDь ўслhша и5, и3 t всёхъ скорбeй є3гw2 сп7сE и5. Њполчи1тсz ѓгGлъ гDнь џкрестъ боsщихсz є3гw2, и3 и3збaвитъ и5хъ. Вкуси1те и3 ви1дите, ћкw бlгъ гDь: бlжeнъ мyжъ, и4же ўповaетъ нaнь. Б0йтесz гDа вси2 с™jи є3гw2, ћкw нёсть лишeніz боsщымсz є3гw2. Богaтіи њбнищaша и3 взалкaша, взыскaющіи же гDа не лишaтсz всsкагw бlга. | Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Восхвалит Господа душа моя, – да услышат меня кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и все вместе превознесём имя Его. Я взыскал Господа*, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь**, и вы не потерпите стыда. Вот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его избавил его. Оградит Ангел Господень боящихся Его и избавит их. Вкусите***, и увидите, сколь благ Господь, – блажен муж, уповающий на Него. Бойтесь**** Господа, все святые Его, ибо не терпят лишений боящиеся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не будут лишены никакого блага. |
*Прибегнул ко Господу с упованием на Его помощь.
**Будете озарены светом, как Моисей, лицо которого сияло после общения с Богом (Исх. 34:29-35); можно привести ещё новозаветную аналогию: как преподобный Серафим Саровский при беседе с Мотовиловым о стяжании Святого Духа.
***Примите в себя Бога. Этот стих поётся в Церкви в качестве причастного стиха на Литургии Преждеосвященных Даров.
****Страх Божий – одна из главных норм библейской морали, заповедь божия, (Лев. 19:14; Втор. 6:13). В Притчах Соломоновых читаем: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7; смотрите также Быт. 42:18; Исх. 18:21; Иов 28:28; Притч. 8:13; Сир. 15:19).
Священник:
Бlгословeніе гDне на вaсъ, тогw2 бlгодaтію и3 человэколю1біемъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. | Благословение Господне (пусть будет) на вас, по Его благодати и человеколюбию, постоянно, и сейчас, и всегда, и в вечности. |
Хор: Ґми1нь.
Закрываются Царские врата. На этом вечерня заканчивается.
Чтением Шестопсалмия (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142) начинается Утреня.
После Шестопсалмия произносится ектения великая.
После ектении диакон на амвоне возглашает стихи к пению тропарей.
БGъ гDь, и3 kви1сz нaмъ, бlгословeнъ грzдhй во и4мz гDне. И#сповёдайтесz гDеви. ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ млcть є3гw2. | Бог — Господь, и явился Он нам. Благословен грядущий во имя Господне! Славьте Господа! Ведь Он добр, и милость Его вовек. |
Њбышeдше њбыд0ша мS, и3 и4менемъ гDнимъ противлsхсz и5мъ. | Обступили меня, окружили, именем Господа я низверг их. |
Не ўмрY, но жи1въ бyду, и3 повёмъ дэлA гDнz. | Не умру, но останусь жив, и поведаю, что сделал Господь. |
Кaмень, є3г0же небрег0ша зи1ждущіи, сeй бhсть во главY ќгла: t гDа бhсть сeй, и3 є4сть ди1венъ во nчесёхъ нaшихъ. | Камень, который отвергли строители, стал краеугольным («замком», запирающим сверху свод арки). |
Хор к каждому стиху припевает:
БGъ гDь, и3 kви1сz нaмъ, бlгословeнъ грzдhй во и4мz гDне. | Бог — Господь, И явился Он нам. Благословен грядущий во имя Господне! |
И поётся тропарь.
Да веселsтсz небє1снаz, да рaдуютсz земн†z, ћкw сотвори2 держaву мhшцею своeю гDь: попрA смeртію смeрть, пeрвенецъ мeртвыхъ бhсть, и3з8 чрeва ѓдова и3збaви нaсъ, и3 подадE мjрови вeлію ми1лость.* | Да веселятся ангелы небесные, да радуются все существа земные, ибо Господь Своей рукою показал своё всевластие. Он Смертью затоптал смерть, стал Первенцем**, первым воскресшим из мёртвых***, из глубины ада освободил нас и даровал міру великую милость. Лк 1:51; Кол. 1:18 | |
*Тропарь поётся дважды. **«Который есть образ Бога невидимого, Первенец всякого творения;» (Кол. 1:15). ***«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших». (1Кор.15:20), и далее: «каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». (1Кор. 15:23). «И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство». (Кол. 1:18). «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных». (Откр. 1:5). | ||
Слaва и3 нhнэ: | ||
ТS ходaтайствовавшую спасeніе р0да нaшегw воспэвaемъ, бцdе дв7о: пл0тію бо t тебE воспріsтою сн7ъ тв0й, и3 бGъ нaшъ, крест0мъ воспріи1мъ стрaсть, и3збaви нaсъ t тли2, ћкw чlвэколю1бецъ. | Тебя, посредницу* спасения рода нашего, воспеваем, Богородица Дева. Ибо Твой Сын и Бог наш Своей плотью, воспринятой от Тебя, на Кресте воспринял страдания и избавил нас от погибели, как истинный Человеколюбец. | |
*Здесь слово «посредница» воспринимается, скорее, как «деятельная участница». | ||
После тропарей читается 2 кафизма (псалмы 9-16).
По окончании кафизмы произносится
Ектения малая: «Паки и паки» (снова и снова).
И читаются воскресные седальны.
Хrт0съ t мeртвыхъ востA, начaтокъ ўс0пшихъ, перворождeнъ твaри, и3 содётель всёхъ бhвшихъ, и3стлёвшее є3стество2 р0да нaшегw въ себЁ сам0мъ њбнови2. не ктомY смeрте, њбладaеши: и4бо всёхъ вLка держaву твою2 разруши2. | Христос восстал из мёртвых, Первенец, первый воскресший из умерших. Рождённый прежде всех созданий и Творец всего существующего, Он в Себе Самом возродил ставшую смертной природу нашего рода. Смерть, ты больше ни над кем не властвуешь! Ибо Владыка всех разрушил твоё всевластие. 1Кор. 15:20; Кол. 1:15; Рим. 6:9. |
Воскrни2 гDи б9е м0й, да вознесeтсz рукA твоS, не забyди ўб0гихъ твои1хъ до концA. | Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца! |
Пл0тію смeрти вкуси1вый гDи, г0ресть смeрти пресёклъ є3си2 востaніемъ твои1мъ, и3 человёка на ню2 ўкрэпи1вый, пeрвыz клsтвы њдолёніе призывaz: защи1тниче жи1зни нaшеz, гDи слaва тебЁ. | Плотию вкусив смерти, Господи, Ты горечь смерти уничтожил воскресением Своим, и человека ныне укрепил против неё, провозглашая об упразднении древнего проклятия. Защитник жизни нашей – Господи, слава Тебе! |
Слaва, и3 нhнэ: | |
КрасотЁ дёвства твоегw2, и3 пресвётлой чистотЁ твоeй, гавріи1лъ ўдиви1всz, вопіsше ти2 бцdе: кyю ти2 похвалY принесY дост0йную; чт0 же воз8именyю тS; недоумэвaю, и3 ўжасaюсz. Тёмже, ћкоже повелёнъ бhхъ, вопію2 ти2: рaдуйсz бlгодaтнаz. | Красоте девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей поражаясь, Гавриил взывал к Тебе, Богородица: «Какую принесу Тебе похвалу достойную? Каким именем назову Тебя? Недоумеваю и изумляюсь. Поэтому, как мне велено, взываю Тебе: «Радуйся, Благодатная!» |
Читается 3 кафизма (псалмы 17-23). По окончании кафизмы:
Ектения малая.
И поётся праздничный седален:
Слaва, и3 нhнэ: | |
Непостижи1маго и3 неwпи1саннаго, є3диносyщнаго nц7Y и3 д¦ови, во ўтр0бу твою2 тaйнw вмэсти1ла є3си2 бцdе, є3ди1но и3 несмёсно t трbцы б9ество2: познaхомъ ржcтво2 твоE въ мjрэ слaвити. Тёмже и3 бlгодaрственнw вопіeмъ ти2: рaдуйсz бlгодaтнаz. | Непостижимого и безпредельного, единосущного с Отцом и Духом Ты во чреве Своём таинственно вместила, Богоматерь. Единое и неслиянное действие Троицы мы чрез рождение от Тебя Христа научились славить в этом міре. Потому мы Тебе и взываем благодарно: «Радуйся, Благодатная!» |
Сразу после седальна отверзаются Царские врата и поются избранные стихи полиелейных (134 и 135) псалмов. Духовенство выходит на середину храма.
Хвали1те и4мz гDне, хвали1те, раби2 гDа. Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа. | Восхваляйте имя Господне, восхваляйте, рабы, Господа! Хвалите Бога, хвалите Бога, хвалите Бога! |
Блгcвeнъ гDь t сіHна, живhй во їеrли1мэ. Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа. | Благословен Господь Сиона, обитающий во Иерусалиме! Хвалите Бога, хвалите Бога, хвалите Бога! |
И#сповёдайтесz гDеви, ћкw бlгъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2. Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа. | Славьте Господа! Ведь Он добр, милость Его навек. Хвалите Бога, хвалите Бога, хвалите Бога! |
И#сповёдайтесz бGу нбcному: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2. Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа. | Славьте Бога Небесного, милость Его навек! Хвалите Бога, хвалите Бога, хвалите Бога! |
Следом хором поются тропари по Непорочнах. Совершается каждение всего храма.
Бlгословeнъ є3си2 гDи, научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ. | Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим*. |
*Этот припев поётся к о всем тропарям. | |
ЃгGльскій соб0ръ ўдиви1сz, зрS тебE въ мeртвыхъ вмэни1вшасz, смeртную же, сп7се, крёпость разори1вша, и3 съ соб0ю ґдaма воздви1гша, и3 t ѓда вс‰ своб0ждша. | Ангельский сонм изумился, видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного, но силу смерти сокрушившего, и Адама с Собою воздвигшего, и от ада всех освободившего. |
Почто2 м›ра съ ми1лостивными слезaми, q ў§нцы, растворsете; блистazйсz во гр0бэ ѓгGлъ мmрон0сицамъ вэщaше: ви1дите вы2 гр0бъ и3 ўразумёйте, сп7съ бо воскRсе t гр0ба. | «Что вы мvро слезами сострадания, о ученицы, разбавляете?» – Ангел, блистающий в гробнице, к мvроносицам взывал, – «осмотрите вы гробницу и познайте, что воскрес Спаситель из гроба!» |
Ѕэлw2 рaнw мmронHсицы течaху ко гр0бу твоемY рыдaющz, но предстA къ ни6мъ ѓгGлъ и3 речE: рыдaніz врeмz престA, не плaчите, воскrніе же ґпcлwмъ рцhте. | Рано утром поспешили мvроносицы ко гробу Твоему с рыданиями. Но предстал пред ними Ангел и возгласил: «Кончилось время рыдания, не плачьте но о воскресении Апостолам возвестите». |
МmронHсицы жєны2, съ мЂры пришeдшz ко гр0бу твоемY, сп7се, рыдaху, ѓгGлъ же къ ни6мъ речE глаг0лz: что2 съ мeртвыми живaго помышлsете; ћкw бGъ бо воскRсе t гр0ба. | Жены-мvроносицы, с мvром пришедшие ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали, тогда как Ангел им возглашал: «Что вы к мертвым Живого причисляете? Ведь как Бог воскрес Он из гроба». |
Слaва: | |
Поклони1мсz nц7Y и3 є3гw2 сн7ови, и3 с™0му д¦у, с™ёй трbцэ во є3ди1номъ существЁ, съ серафjмы зовyще: с™ъ, с™ъ, с™ъ, є3си2 гDи. | Поклонимся Отцу, и Его Сыну, и Святому Духу, святой Троице во едином существе, с Серафимами взывая: «Свят, Свят, Свят Ты, Господи». |
И# нhнэ: | |
Жизнодaвца р0ждши, грэхA, дв7о, ґдaма и3збaвила є3си2, рaдость же є4vэ въ печaли мёсто подалA є3си2: пaдшыz же t жи1зни къ сeй напрaви, и3з8 тебE воплоти1выйсz бGъ и3 чlвёкъ. | Жизни Подателя родив, Ты, Дева, от греха Адама избавила, Еве же радость вместо скорби подала; от жизни отпавшего к ней же направил из Тебя воплотившийся Бог и Человек. |
Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е. Трижды. |
Ектения малая: «Паки и паки» (снова и снова)
И читается воскресный ипакои´.
ИПАКОИ
Ўдивлsz видёніемъ, њрошaz глаг0ланіи, блистazйсz ѓгGлъ мmрон0сицамъ глаг0лаше: что2 живaгw и4щете во гр0бэ; востA и3стощи1вый гр0бы: тли2 премэни1телz разумёйте непремённаго. рцhте бGу: к0ль стрaшна дэлA твоS, ћкw р0дъ спaслъ є3си2 человёческій. | Поражая обликом, но успокаивая* речами, возглашал блистающий Ангел мvроносицам: «Что Живого ищете в гробнице? Он восстал, опустошив гробницы; познайте Неизменного, изменившего тление. Воскликните Богу: Как страшны дела Твои, ибо спас Ты род человеческий!» |
*В оригинале — «орошая». Очень тонкое, но хорошо понятное на Востоке сравнение. Как иссохшая земля после поливки, как воспалённое место после прохладительного компресса успокаивается, приходит в себя, так и женщины-мvроносицы вначале были испуганы и ошеломлены видом блистающего Ангела, но его слова их успокоили и обрадовали. |
Поются антифоны или степенны.
ҐнтіфHнъ № | Антифон 1 |
Плёнъ сіHнь ты2 и3з8sлъ є3си2 t вавmлHна: и3 менE t страстeй къ животY привлецы2 сл0ве. | Пленников Сионских Ты освободил из Вавилона, и меня от страстей к жизни привлеки, Слово! Пс. 125:1. |
Въ ю4гъ сёющіи слезaми б9eственными, жнyтъ клaсы рaдостію присножив0тіz. | При южном ветре сеющие слезами боговдохновенными, с радостью пожнут колосья вечной жизни. Пс. 125:5-6. |
С™0му д¦у всsкое бlгодaріе, ћкоже nц7Y и3 сн7у соwблистaетъ, въ нeмже вс‰ живyтъ и3 дви1жутсz. | Святому Духу, сияющему вместе с Отцом и Сыном, принадлежит способность посылать всякий благой дар, от Него даётся жизнь и происходит движение. |
ҐнтіфHнъ в7: | Антифон 2 |
Ѓще не гDь сози1ждетъ д0мъ добродётелей, всyе труждaемсz: дyшу же покрывaющу, никт0же нaшъ разори1тъ грaдъ. | Если Господь не построит дома добродетелей, то мы трудимся напрасно; если душа под Его покровом, то никто не разорит града нашего. Пс. 126. |
ПлодA чрeвна д¦омъ, сынотворeное тебЁ хrтY, ћкоже и3 nц7Y, с™jи всегдA сyть. | Для Тебя, Христос, Святые, усыновлённые Духом Святым, всегда как плод чрева*, дети Божьи, равно, как и для Отца. |
*«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. … Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин 15:1,5). | |
С™hмъ д¦омъ прозри1тсz всsкаz свzтhнz, премyдрость, њсуществyетъ бо всsкую твaрь: томY послyжимъ, бGъ бо, ћкw nц7y же и3 сл0ву. | Во Святом Духе созерцается* всякая святость и премудрость, ибо всему творению даёт Он бытие. Ему послужим, ведь Он – Бог, вместе с Отцом и Словом. |
*Видится, наблюдается. | |
ҐнтіфHнъ G: | Антифон 3 |
Боsщіисz гDа бlжeни, въ пути2 ходsще зaповэдей, снёдzтъ бо жив0тное всепл0діе. | Боящиеся Господа – блаженны ибо они будут ходить путями заповедей, и вкушать всякие животворные плоды. Пс. 127. |
Џкрестъ трапeзы твоеS возвесели1сz, зрS тво‰ пастыреначaльниче и3сч†діz носsщz вBтви благодёланіz. | Возрадуйся, пастыреначальник*, видя вокруг трапезы своей своих преемников**, носящих ветви*** добрых дел. |
* Ин 20:21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». **Мф 26:20. «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками». ***Ин 12:13. «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» | |
С™hмъ д¦омъ всsкое богaтство слaвы, t негHже бlгодaть, и3 жив0тъ всsкой твaри: со nц7eмъ бо воспэвaемь є4сть и3 съ сл0вомъ. | Во Святом Духе – всё богатство славы; от Него – благодать и жизнь всему творению. Потому Он воспевается вместе со Отцом и Словом. |
Во время пения третьего антифона второй диакон выносит на солею Евангелие и по окончании пения произносит прокимен.
Прокjменъ, глaсъ G: Рцhте во kзhцэхъ, ћкw гDь воцRи1сz: и4бо и3спрaви вселeнную, ћже не подви1житсz. | Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она! |
Стjхъ: Восп0йте гDви пёснь н0ву, восп0йте гDви всS землS. | Воспойте Господу песнь новую, воззови к Богу, вся земля |
После этого совершается чтение Евангелия. Сегодня читается Евангелие от Луки, 112 зачало, глава 24, стихи 1-12.
Во врeмz џно, во є3ди1ну t суббHтъ, ѕэлw2 рaнw пріид0ша жєны2 на гр0бъ, носsще ±же ўгот0ваша ґрwмaты, и3 другjz съ ни1ми. Њбрэт0ша же кaмень tвалeнъ t гр0ба: И# вшeдше, не њбрэт0ша тэлесE гDа ї}са. И# бhсть не домышлsющымсz и5мъ њ сeмъ, и3 сE мyжа двA стaста въ ни1хъ въ ри1захъ блещaщихсz. Пристрaшнымъ же бhвшымъ и5мъ, и3 покл0ншымъ ли1ца на зeмлю, рек0ста къ ни1мъ: что2 и4щете живaгw съ мeртвыми; Нёсть здЁ, но востA. помzни1те ћкоже глаг0ла вaмъ, є3щE сhй въ галілeи, Глаг0лz: ћкw подобaетъ сн7у человёческому прeдану бhти въ рyцэ человBкъ грBшникъ, и3 пр0пzту бhти, и3 въ трeтій дeнь воскrнути: И# помzнyша глаг0лы є3гw2. И# возврaщшесz t гр0ба, возвэсти1ша вс‰ сі‰ є3диномунaдесzте, и3 всёмъ пр0чымъ. Бsше же магдали1на марjа, и3 їwaнна, и3 марjа їaкwвлz, и3 пр0чыz съ ни1ми, ±же глаг0лаху ко ґп0столwмъ сі‰. И# kви1шасz пред8 ни1ми ћкw лжA глаг0лы и4хъ, и3 не вёроваху и5мъ. Пeтръ же востaвъ течE ко гр0бу, и3 прини1къ ви1дэ ри6зы є3ди1ны лежaщz, и3 tи1де, въ себЁ дивsсz бhвшему. | А в первый день недели, едва рассвело, они пошли к гробнице и принесли приготовленные благовония; вместе с ними пришли и ещё некоторые (женщины). Тут они увидели, что камень от входа в гробницу отвален, и, войдя в неё, не нашли там тела Господа Иисуса. Когда же они в недоумении рассуждали об этом, пред ними внезапно предстали двое юношей в сияющих одеяниях. Испугавшись, женщины пали ниц на землю, но те сказали им: почему вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, ибо Он воскрес. Вспомните: ведь Он предупреждал вас об этом ещё в Галилее, когда говорил, что Сын Человеческий будет предан во власть грешных людей, будет распят и через три дня воскреснет. И вспомнили они слова Его. Возвратясь от гробницы, они рассказали обо всём этом одиннадцати апостолам и всем остальным (ученикам Его). А говорили им об этом Мария Магдалина, Иоанна, Мария — мать Иакова, и другие женщины, которые были вместе с ними. Но те приняли слова их за вымысел и не поверили им. И только Пётр, поднявшись, побежал к гробнице; заглянув вовнутрь, он увидел лишь лежащую в стороне плащаницу (погребальное полотно) и возвратился назад, удивляясь происшедшему. |
Далее следует пение воскресной песни по Евангелии.
Воскресeніе хrт0во ви1дэвше, поклони1мсz с™0му гDу ї}су, є3ди1ному безгрёшному. кrтY твоемY покланsемсz хrтE, и3 с™0е воскrніе твоE поeмъ и3 слaвимъ: тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaзвэ тебE и3н0го не знaемъ, и4мz твоE и3менyемъ. Пріиди1те вси2 вёрніи, поклони1мсz с™0му хrт0ву воскrнію: сe бо пріи1де кrт0мъ рaдость всемY мjру. ВсегдA благословsще гDа, поeмъ воскrніе є3гw2: распsтіе бо претерпёвъ, смeртію смeрть разруши2. | Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, поскольку пришла через Крест радость всему міру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил. |
В послепасхальное время эта песнь поётся трижды.
И читается 50-й псалом.
После него хор поёт песнопения по 50 псалме. Песнопения, сопровождающие псалом на Слава, и ныне, обращают нашу молитву к Воскресению Христову.
Слaва: Мlтвами с™hхъ ґпcлwвъ, млcтиве, њчи1сти мн0жєства согрэшeній нaшихъ. | Слава: По молитвам святых апостолов, Милостивый, изгладь множество согрешений наших. |
И# нhнэ: Мlтвами прес™hz бцdы, млcтиве, њчи1сти мн0жєства согрэшeній нaшихъ. | И ныне: По молитвам Пресвятой Богородицы, Милостивый, изгладь множество согрешений наших. |
Поми1луй мS б9е по вели1цэй млcти твоeй, и3 по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ њчи1сти беззак0ніе моE. | Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё. |
Воскрeсъ ї}съ t гр0ба, ћкоже проречE, дадE нaмъ жив0тъ вёчный и3 вeлію ми1лость. | Воскрес Иисус из гроба, как предсказал, даровав нам вечную жизнь и великую милость. |
Вслед за этим диакон произносит ектению, начинающуюся словами «Спаси, Боже, люди Твоя …». Ввиду особой важности прошений в ней хор поёт Господи, помилуй 12 раз.
За этой молитвой следует Чтение канона — важнейшая часть утрени. Канон — это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляется жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Хор поёт Канон Пасхи, который в послепасхальное время поётся по воскресным дня до отдания Пасхи и катавасии, а чтецы читают тропари канона Богородице, о расслабленном и Архистратигу Михаилу. Почему ему — читайте в конце книжки.
Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное (славянск.: Чермное) море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1). Вторая — по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. гл. 32), и поётся она только в будние дни Великого поста и поминальные субботы. |
Пёснь №. | Песнь 1 | |
1-я песнь канона основана на победной «песни Исхода», которую Израиль воспел после перехода через Красное море и победы над фараоном и его войском (Исх. 15:1-21). | ||
Їрм0съ: Воскресeніz дeнь, просвэти1мсz лю1діе: пaсха, гDнz пaсха! t смeрти бо къ жи1зни, и3 t земли2 къ нб7си2, хrт0съ бGъ нaсъ преведE, побёдную пою1щыz. | Ирмос: День Воскресения – народы, озаримся им! Пасха, Господня Пасха – ибо от смерти в жизнь и от земли к небу Христос Бог перевёл нас, поющих песнь победы. | |
*Ирмосом называется песнопение, служащее связкой между событиями Ветхого Завета, прообразами, и событиями Нового Завета; а также музыкальным и поэтическим образцом для последующих песнопений канона, называемых тропарями. Нужно помнить, что мы употребляем в большинстве своём переводы с греческого и арабского языков на церковно-словянский, поэтому это следование ирмосу как образцу трудно заметить. | ||
Припёвъ: Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeртвыхъ. | Припев: Христос воскрес из мёртвых. | |
Њчи1стимъ ч{вствіz, и3 ќзримъ непристyпнымъ свётомъ воскресeніz, хrтA блистaющасz, и3 рaдуйтесz, рекyща ћснw да ўслhшимъ, побёдную пою1ще. | Очистим свои чувства, и тогда увидим Христа, блистающего подобно молнии неприступным светом Воскресения, и, поя песнь победы, ясно услышим, как Он говорит нам: «Радуйтесь!» (Мф 28:9) | |
Нб7сA u5бо дост0йнw да веселsтсz, землs же да рaдуетсz, да прaзднуетъ же мjръ, ви1димый же вeсь и3 неви1димый: хrт0съ бо востA, весeліе вёчное. | Да возвеселится небо и земля да возрадуется, пусть празднует весь мир – видимый и невидимый, ибо воскрес Христос – радость вечная! (Пс. 95:11; 1 Кор. 15:20) | |
*Ўмерщвлeніz предёлъ сломи1ла є3си2, вёчную жи1знь р0ждшаz хrтA, и3з8 гр0ба возсіsвшаго днeсь, дв7о всенепор0чнаz, и3 мjръ просвэти1вшаго. | Умерщвления предел сломила Ты, носив во чреве жизнь вечную, Христа, из гроба воссиявшего в сей день, Дева всенепорочная, и мір просветившего. | |
* Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон. | ||
Воскрeсшаго ви1дэвши сн7а твоего2 и3 бGа, рaдуйсz со ґпcлы бGобlгодaтнаz чcтаz: и3 є4же рaдуйсz пeрвэе, ћкw всёхъ рaдости винA, воспріsла є3си2, бGом™и всенепор0чнаz. | Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! И первой слово «Радуйся», как причина радости для всех, приняла Ты, Богоматерь всенепорочная*. | |
*Есть древнее предание, что первой весть о Воскресении была доставлена именно Богоматери. | ||
Дёйствуzй знaмєніz, творsй чудесA є3ди1не цRю2, распsтіе в0лею претерпёлъ є3си2, ћкw щeдръ, и3 смeрть смeртію ўмертви1въ, њживотвори1лъ є3си2 нaсъ. | Совершая знамения, творя чудеса, единый Царь, Ты Крест по Своей воле претерпел, из милосердия к нам, и смерть смертию умертвив, оживотворил нас. | |
Во хrт0вэ востaніи лю1діе днeсь ликyимъ вёрнw, плэнeнъ бhсть ѓдъ, ю4зники ±же содержaше, tдадE со тщaніемъ, пою1щыz вели6чіz б9іz. | В сей день воскресения Христа возликуем, люди, с верою: пленён ад и отдал с поспешностью узников, которых удерживал, воспевающих величие Божие. | |
Си1лою б9eственною, и3ногдA разслaбленнаго сл0вомъ твои1мъ хrтE стzгнyвый, и3 повелёвый є3мY џдръ взsти, мн0гимъ врeменемъ немощствyющую лю1тэ дyшу мою2 и3сцэли2. | Силою Божественною некогда расслабленного словом Твоим, Христе, укрепивший, и повелевший ложе своё взять ему, долгое время в немощи пребывавшему, тяжко болящую душу мою исцели. | |
Въ купёль и3ногдA џвчую ѓгGлъ схождaше, и3 є3ди1наго и3сцэлевaше на всsкое лёто: крещeніемъ же б9eственнымъ нhнэ њчищaетъ безчи6сленнаz мн0жества хrт0съ. | В купальню Овечью некогда Ангел сходил, и одного исцелял по временам; ныне же крещением божественным очищает безчисленные множества Христос. | |
ҐрхaгGлу міхаи1лу: | ||
Начaльниче ѓгGлwвъ, ґрхістрати1же вhшнихъ служи1телей, собрaвшыzсz въ честнёмъ хрaмэ твоeмъ, и3 бGа воспэвaющыz, покрывaй и3 сохранsй t всsкихъ и3скушeній. | Начальник Ангелов, Архистратиг* горних служителей! Собравшихся в священном храме твоём и Бога воспевающих, покрывай и сохраняй от всяческих искушений. | |
*С греческого: «Архи» — «главный», «стратиг» — «военачальник», т.е. «главнокомандующий». | ||
Слaва: | ||
Въ тріeхъ ли1цэхъ, є3ди1номъ же є3стествЁ безначaльнаго бGа пои1мъ непрестaннw со безпл0тными, nц7A, сл0ва и3 д¦а, цrтво и3 держaву и3мyща нераздёльную. | В трёх Лицах, но в едином естестве безначального Бога с безплотными непрестанно будем воспевать: Отца, Слово и Духа, имеющих Царство и власть нераздельную. | |
И# нhнэ: | ||
Чтyщій сeй чи1стаz грaдъ тв0й всегдA вёрнw, спасaй t бёдъ, плэнeніz вaрварскагw, междоус0бныz брaни, и3 мечA, и3 всsкагw и3н0гw прещeніz. | Град этот Твой, Чистая, всегда чтущий Тебя с верою, спасай от бед, от взятия иноплеменниками, от войны междоусобной и меча, и от всякой иной опасности. | |
Катавaсіа:* Воскресeніz дeнь: | ||
*Катавасией называется схождение клиросов на середине храма для пения заключительного ирмоса в каждой песни канона. Теперь так почти не делается, а катавасией просто называют этот заключительный ирмос. Катавасией сегодняшнего праздника служат ирмосы его канона (Пасхи). | ||
Пёснь G. | Песнь 3 | |
2-я песнь, в которой Господь через Моисея обличает Израиля в отступничестве (Втор. 32:1-43), по причине сурового содержания еще в древности стала пропускаться и тропари канона для нее не писались. 3-я песнь канона основана на песни, которую воспела пророчица Анна, после того как она родила пророка Самуила. Слова этой песни: «у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1Цар. 2:8) нашли своё отражение в повторении слова «утверждать» в тропарях канона. | ||
Їрм0съ: Пріиди1те пи1во піeмъ н0вое, не t кaмене непл0дна чудодёемое, но нетлёніz и3ст0чникъ, и3з8 гр0ба њдожди1вша хrтA, въ нeмже ўтверждaемсz. | Придите, будем пить новое питьё – не из безплодной скалы чудесно изводимое,* но из родника нетления, забившего после того, как из гроба ливнем пролился Христос,** в Котором мы утверждаемся.*** | |
* Имеется в виду случай, произошедший с Израи |
|