Лабораторная работа №10
Изучение электрохимических и электрофизических способов восстановления и обработки деталей
Оформление; тема, цель. Выполнить задание ниже, написать вывод
Цель: Изучить основные виды и способы восстановления деталей электрохимическим способом. Рассмотреть основные характеристики процессов их преимущества и недостатки.
Задание:
1. Изучить назначение, сферу применения, основные характеристики, преимущества и недостатки процессов восстановления деталей электрохимическим способом.
2. Изобразить схему установки для электролитического осаждения металла, рассмотреть сущность процесса. рассчитать формулы для процесса
3. Изобразить схему приспособления для хромирования гильз, объяснить сущность процесса.
4. Изобразить схему установки для струйного хромирования, объяснить сущность процесса.
Материал для подготовки
Электролитическое осаждение металлов основано на явлении электролиза, т. е. окислительно-восстановительных процессах, происходящих в электролите и на электродах при прохождении через электролит постоянного тока. Восстановление поверхностей этим способом наращивания не вызывает структурные изменения в деталях, позволяет устранят незначительные износы. Процесс восстановления легче поддается механизации и автоматизации.
|
|
Основу процесса составляет электролиз металлов, сущность которого заключается в следующем (рис. 1). Положительно заряженные ионы (катионы) перемещаются к отрицательному электроду (катоду), где получают недостающие электроны и превращаются в нейтральные атомы металла. Отрицательно заряженные ионы (анионы) перемещаются к положительно заряженному электроду (аноду), теряют свой электрический заряд и превращаются в нейтральные атомы. На катоде выделяются металл и водород, а на аноде — кислород и кислотные остатки. Катодами являются восстанавливаемые детали, а в качестве анодов используют металлические электроды (растворимые и нерастворимые). Растворимые аноды делают из того же металла, который должен осаждаться на катоде, нерастворимые аноды изготавливают из свинца (применяют только при хромировании).
Масса металла, откладывающаяся на катоде при электролизе, определяется по закону Фарадея по формуле
- электрохимический эквивалент, г/(А • ч); для хрома 1,095
-сила тока при электролизе, А; принимаем 120 А
-продолжительность электролиза, ч. принимаем 3 часа
В электролите, помимо ионов металла, присутствуют и другие заряженные частицы — водород, гидроокиси металла и др. Они вызывают неизбежные потери электроэнергии, которые учитываются коэффициентом
|
|
где масса детали соответственно до и после электролиза, г.
принимаем 583,8 и 540 соответственно
Рис. 1. Схема установки для электролитического осаждения металла: 1 — анод; 2 — катод (деталь); 3 — ванна; 4 — электролит
Время (в часах) процесса электролиза (осаждения металла) в зависимости от толщины наращиваемого слоя определяется по формуле
где — катодная плотность тока, А/дм2; принимаем 4
— толщина слоя покрытия, мм; принимаем 0,3
— плотность металла покрытия, г/см3 (выберете табл. 1 для хрома).
Электролитические и химические покрытия при ремонте автомобилей применяют для повышения износостойкости, восстановления изношенных поверхностей деталей (хромирование, железнение и др.), для защиты деталей от коррозии (цинкование, бронзирование, оксидирование, фосфатиро- вание и др.), для защитно-декоративных целей (никелирование, хромирование, цинкование, оксидирование и др.), Для специальных целей, в частности улучшения прирабатывае- мости трущихся поверхностей деталей (меднение, лужение, свинцевание и пр.), для защиты от науглероживания при цементации (меднение). Чаще всего цель покрытия является комплексной.
Таблица 1. Технологические режимы электролиза
Наносимый металл | у, г/см3 | а, г/(А-ч) | Л,% | , мкм (максимум) |
Хром | 6,9-7,1 | 0,324 | 11-32 | |
Железо | 7,7-7,8 | 1,042 | 85-95 | 100-150 |
Цинк | 7,0 | 1,220 | 97-99 | 6-24 |
Медь | 8,9 | 1,186 | 80-90 | До 25 |
Никель | 8,8 | 1,095 | 90-94 | 2-60 |
Используемые при осаждении металлов электролиты чаще всего в своей основе содержат растворы солей осажденных металлов. Технологический процесс восстановления деталей нанесением покрытий включает три этапа:
— подготовка поверхностей деталей;
— осаждение покрытий;
— обработка нанесенного покрытия.
Подготовка деталей к покрытию состоит из механической обработки поверхностей, обезжиривания обработанной поверхности и декапирования.
Механическая обработка включает пескоструйную обработку, шлифование и полирование. Выбор способа механической обработки зависит от назначения покрытия. Когда покрытие наносят с целью восстановления изношенной поверхности, производят шлифование для получения правильной геометрической формы и полирование для получения необходимой шероховатости поверхности. Шлифование выполняют на шлифовальных станках с использованием шлифовальных или войлочных кругов, накатанных абразивным порошком. Полирование производят бязевыми кругами, на которые наносят полировальные пасты (обычно пасту ГОИ).
Рис. 2. Приспособление для хромирования гильз: 1 — гильза
Детали, наращиваемые противокоррозионными покрытиями, обычно подвергаются пескоструйной (металлическим «песком») обработке.
Поверхности деталей, не подлежащие восстановлению, изолируют (при хромировании используют токонепроводящие материалы — лаки и синтетические материалы: полихлорвиниловый пластик, цапон-лак и др.). Затем детали монтируются на подвесное приспособление (рис. 2). Обезжиривание деталей производят одним из следующих способов:
— обрабатывают поверхность растворителями (бензин, уайт-спирит);
— проводят механическую очистку венской известью (кашицеобразным раствором кальцемагниевой извести);
— обезжиривают в растворах щелочей (проводят путем погружения деталей в горячий щелочной раствор (t = 60 С) и выдержки в нем 5-60 мин);
— проводят электрохимическое обезжиривание в растворах щелочей. Оно заключается в погружении деталей в горячий (t= 60-80 °С) щелочной раствор, через который пропускают ток (катод — детали, а анод — пластины из малоуглеродистой стали).
Плотность тока 5—10 А/дм2, длительность процесса — 1-2 мин. Выделяющийся на поверхности детали водород в виде пузырьков срывает с поверхности жировую пленку.
|
|
Декапирование (анодная обработка деталей) — это удаление тончайших окисных пленок с обрабатываемой поверхности детали, которые образуются во время обезжиривания и промывки, а также обнажения структуры металла детали.
При хромировании обработку ведут в основном электролите, при этом детали сначала выдерживаются 1-2 мин без тока для нагрева детали до температуры электролита, а затем проводят сам процесс в течение 30-45 с при анодной плотности тока 25-35 А/дм2. После этого, не вынимая детали из ванны, переключают деталь на катод и хромируют ее.
При железнении анодную обработку ведут не в основном электролите, а в специальном.
Хромирование
Хромирование получило широкое распространение как для восстановления деталей и повышения их износостойкости, так и для декоративных и противокоррозионных целей.
Преимущества электролитического хрома:
— электролитический хром — металл серебристо-белого цвета с высокой микротвердостью 400-1200 МН/м2 (в 1,5- 2,0 раза выше, чем при закалке ТВЧ), близкой к микротвердости корунда;
— обладает высокой износостойкостью, особенно в абразивной среде (в 2-3 раза по сравнению с закаленной сталью);
— устойчивостью в отношении химических и температурных воздействий, причем высокая коррозионная стойкость сочетается с красивым внешним видом;
— имеет низкий коэффициент трения (на 50% ниже, чем у стали и чугуна);
— высокую прочность сцепления покрытия с поверхностью детали.
Недостатки хромирования и хромового покрытия:
— низкий выход металла по току (8-42%);
— небольшая скорость отложения осадков (0,03 мм/ч);
— высокая агрессивность электролита;
— большое количество ядовитых выделений, образующихся при электролизе;
— толщина отложения покрытия практически не превышает 0,3 мм;
— гладкий хром плохо удерживает смазочное масло.
Электролитические осаждения хрома отличаются от других гальванических процессов как по составу электролита, так и по условиям протекания процесса. Эти особенности состоят в следующем: в качестве электролита используют хромовую кислоту с небольшими добавками серной кислоты,а не растворы их солей, как при осаждении других металлов.
|
|
Рис. 3. Схема установки для струйного хромирования: анод; 2 — устройство для поддержания уровня электролита 3 — наращиваемый вал; 4 — раздвижная кассета; 5 — ванна; 6 — электролит; 7 —подогреватель; 8 — насос
Железнение
Процесс железнения представляет собой осаждение металла на ремонтируемую поверхность детали в водных растворах солей железа. Он нашел широкое применение при восстановлении деталей с износом от нескольких микрометров до 1,5 мм на сторону. Производительность процесса железнения примерно в 10 раз выше, чем при хромировании. Средняя скорость осаждения металла составляет 0,72— 1 мкм/с, а выход металла по току равен 80-95%.
Железнение возможно из водных растворов сернокислых или хлористых закисных солей. Сернокислые электролиты по сравнению с хлористыми менее агрессивны, ниже по производительности, и при одних и тех же условиях электролиза осадки откладываются хрупкие, с большими внутренними напряжениями. Исходный материал сернокислых электролитов дороже хлористых. В ремонтной практике наибольшее распространение получили хлористые электролиты. Выбор того или иного электролита зависит от условий работы деталей и производственных возможностей предприятий.
Электролит готовят растворением в воде солей хлористого железа и других компонентов. Электролиты бывают горячие и холодные. Горячие электролиты (t = 60-95 °С) производительнее холодных, но при работе с ними необходимы дополнительный расход энергии на поддержание высокой температуры электролита, частая его корректировка, дополнительная вентиляция и большая предосторожность со стороны рабочих.
Холодные электролиты (t<50 °С) устойчивее против окисления. Позволяют получать качественные покрытия с лучшими механическими свойствами. Во все холодные электролиты вводится хлористый марганец, который замедляет образование дендритов и способствует получению гладких покрытий большой толщины. Марганец на электроде не осаждается и сохраняется в электролите длительное время.
При железнении применяют растворимые аноды, изготовленные из малоуглеродистой стали с содержанием углерода до 0,2%. При электролизе аноды растворяются, образуя на поверхности нерастворимый шлам, состоящий из углерода, серы, фосфора и других примесей. Попадая в ванну, они загрязняют ее и ухудшают качество покрытий. Во избежание этого аноды необходимо помещать в диафрагмы из пористой керамики или чехлы, сшитые из кислотостойкого материала (стеклоткань, шерсть и др.).
Железнение проводят в стальных ваннах, внутренние стенки которых облицовывают кислотостойкими материалами (антегмитовая плитка АТМ-1, эмаль типа 105А, желе- зокремниймолибденовый сплав МФ-15, кислотостойкая резина, фторопласт-3, керамика, фарфор).
Один из существенных недостатков процесса железнения— большое количество водорода в осадке (до 2,5 м3 на 1 мкг осадка). Он в осадке находится в различных формах и отрицательно влияет на механические свойства восстановленных деталей. С целью освобождения от водорода в осадкенеобходимо детали после железнения подвергать низкотемпературному сульфидированию с последующей размерно-чистовой обработкой пластическим деформированием. В этом случае усталостная прочность деталей повышается на 40 45%, а износостойкость возрастает в 1,5-2 раза.
При восстановлении крупногабаритных деталей сложной конфигурации (блоки цилиндров, картеры коробок передач и задних мостов, коленчатые валы и другие) возникают трудности, связанные с изоляцией мест, не подлежащих покрытию (площадь их поверхности в десятки раз превышает покрываемую площадь), сложной конфигурацией подвесных устройств, необходимостью иметь ванны больших размеров, быстрым загрязнением электролитов и т.д. Для железнения таких деталей применяют вневанный способ.
Принцип вневанного железнения — это в зоне нанесения покрытия создание местной ванны (электролитической ячейки), при сохранении традиционной технологии железнения. В этом случае непокрываемые поверхности не изолируют, уменьшается обеднение прикатодного слоя электролита и возможно увеличение плотности тока в несколько раз и, следовательно, повышение производительности процесса.
Способы вневанного осаждения металлов. Струйное железнение. С помощью насоса электролит подают струями в межэлектродное пространство через отверстия насадка. Насадок одновременно служит анодом и местной ванночкой. Для получения равномерного окрытия деталь вращается с частотой до 20 мин-1.
Проточное железнение. С помощью приспособлений изношенное отверстие детали превращается в закрытую местную гальваническую ванночку. В ее центр устанавливают анод и через нее прокачивают насосом электролит. Анод и деталь неподвижны. При их подключении к источнику постоянного тока на поверхности отверстия осаждается железо. Электролит протекает в катодно-анодном пространстве со скоростью 15-18 см/с. Температура электролита — 75-80 С, катодная плотность тока — 25- 30 А/дм2. Осаждаются качественные гладкие покрытия со скоростью 0,3 мм/ч, толщиной до 0,7 мм и твердостью 4000— 4500 МПа. Износостойкость восстановленных данным способом посадочных поверхностей на 25-50% выше износостойкости новых.
Электронатирание. При этом способе осаждения металла деталь не опускается в ванну, а устанавливается либо на специальном столе, либо в центрах (патрон) товарного станка и присоединяется к катоду источника постоянного тока.
Цинкование. Этот процесс применяют главным образом для защиты деталей из черных металлов от коррозии. В ремонтном производстве его используют для защиты от коррозии крепежных материалов. Покрытия осаждаются в ваннах или в специальных вращающихся барабанах или колоколах. Процесс идет при комнатной температуре и плотности тока 1—2 А/дм2 — без перемешивания и 3-5 А/дм2 — при перемешивании электролита. Толщина цинковых покрытий 15-30 мкм.
Никелирование. Никелирование применяют для покрытия металлов — стали, меди, латуни, цинка, алюминия. Непосредственно никелем покрывают только медь и латунь, а остальные металлы — только после предварительного меднения. Никель применяют в качестве защитного покрытия перед декоративным хромированием. С помощью никелирования повышают износостойкость трущихся поверхностей деталей и восстанавливают их размеры.