Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:
1. Подлежащее и сказуемое.
2. Однородные члены предложения.
3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
5. Сложные формы: буду писать (будущее время), самый нежный (превосходная степень), более спокойный (сравнительная степень), пускай запишет (повелительное наклонение).
Задания по теме.
Составить опорный конспект по теме.
Выполнить упражнения.
Тренировочные упражнения.
В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование? Выпишите ряд словосочетаний.
• 1) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас
• 2) разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах
3) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол
• 4) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною
В каком ряду даны все словосочетания со связью управление? Выпишите ряд словосочетаний.
• 1) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов
• 2) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно
• 3) оба пенсионера, усиливающаяся тревога, долго молчали
• 4) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль
В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? Выпишите ряд словосочетаний.
• 1) вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом
• 2) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
• 3) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою
• 4) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату
В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний? Выпишите ряд словосочетаний.
• 1) согласно пословице, прикоснуться к горячей плите
• 2) коснуться проблем, скучаю за тобой
• 3) различать союзы, преимущество надо мной
• 4) директор училища, заведующий аптеки
В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола? Выпишите его.
• 1) возмущаться (чем?)…
• 2) упрекать (в чем?)…
• 3) беспокоиться (за что? за кого?)…
• 4) порицать (за что?)…
Запишите 7 словосочетаний, связанных с вашей специальностью, с разными типами связи. Составьте их схемы. Какой тип связи преобладает в словосочетаниях? Почему?
3.Из предложений выпишите словосочетания со связью
Согласование
И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Управление и примыкание
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Выпишите из предложения все словосочетания и определите вид словосочетаний по главному слову (именное, глагольное, наречное), тип связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.