Работа с материалом для наблюдения.
- Взгляните на доску.
(на доске висят листы со словами: Т…тра...ь, еж..., к..р..ндаш…, сн…е.., т…рка).
- Вставьте, где необходимо, недостающие буквы и правильно запишите эти слова в тетрадь.
- Кто прочтет эти слова правильно и скажет, где не нужно писать буквы?
(ответы детей)
- Ребята, а теперь вам нужно по первым буквам составить слово. Что за слово получится?
(текст)
- Что такое текст?
(ответы детей)
Игра «Да-нет»
- Сейчас я буду озвучивать предложения, а вы должны ответить – так это, или нет. Будьте внимательны.
1. Текст состоит из одного предложения. (может быть и такое)
2. Текст состоит из нескольких любых предложений. (нет)
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. (да)
4. Текс обязательно имеет заголовок. (нет)
5. Текс не всегда имеет заголовок. (может быть и такое).
6. Текс обязательно всегда должен быть большим по объёму. (нет)
7. Текст может быть не большим по объёму. (да)
8. Текст всегда состоит из одной части. (не всегда)
- Какой вывод мы можем сделать? Кто сможет рассказать особенности текста?
|
|
(ответы детей)
IV. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
Работа с текстами.
- Какие виды текста вам уже известны? Назовите их особенности.
(ответы детей)
- Сейчас я раздам каждому лист, на котором написаны 3 текста. Ваша задача – внимательно прочитать их, после будем отвечать на вопросы.
(чтение текста желающим учеником)
1) На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры деревьев вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный.
- Что общего у этих текстов?
(одна тема)
- Какова их тема? О чём они?
(о дятлах)
- Давайте определим главную мысль первого текста.
(описывается какой дятел)
- Какой вопрос, мы можем поставить к этому тексту?
(Какой (дятел)?)
- Как называется такой текст?
(текст-описание)
- Для чего нам нужны тексты- описания?
|
|
(описывать предмет)
- Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания описываются предметы, люди, животные, природа.
- О чем говорится во втором тексте?
(о событиях, действиях, о том, что произошло с дятлом)
- Какой вопрос вы можете к нему поставить?
(Что произошло?)
- Как называются такой текст?
(текст -повествования или текст – сообщения)
(ответы на вопросы выводятся на экран в виде таблицы для наглядности обучающимся)
ЧТО Я ЗНАЮ О ВИДАХ ТЕКСТА | |
Вид текста | Вопросы |
Текст-описание | Какой? Какая? Какое? |
Текст-повествование | Что произошло? |
- Прочитайте 3 текст.
3) Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
- Как называются такой текст?
(ответы детей)
- Как вы думаете, этот текст –описание? Повествование?
- Уже есть догадки, какая тема нашего урока?
- Перед тем, как узнавать новое о нашем родном языке, давайте немного отдохнем. Попрошу встать, у нас физкультминутка.
Физкультминутка
Скачет зайчик по стене (прыгают)
И подмигивает мне. (подмигивают)
Перепрыгнул на картинку, (прыгнули)
Задержался на ботинке, (стоят на одной ноге)
Поплясал на потолке, (поплясали)
Притаился в уголке. (замерли)
Вот он спрятался в кроватке, (присели)
С нами он играет в прятки. (закрыли ладошками лицо)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдём его искать. (шагают)
- Хорошо, присаживайтесь.
V. Изучение нового материала
- Сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками.
- Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст?
(Почему? Причины, доказательства)
- Как вы думаете, как называется такой текст?
(ребята высказывают свои предположения).
Такой текст называется текст-рассуждение. Рассуждать – значит доказывать.
- Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".
Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
- Какой мы можем сделать вывод? Какой ещё текст мы запишем в нашу таблицу?
Что узнал |
Рассуждение | Почему? |
- Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.
В. Ростовский
Почему восходит солнце?
Почему оно сияет?
И откуда льётся дождик?
И куда река впадает?
Как пробраться в телевизор,
Чтобы песенку пропеть?
Кто в компьютере играет?
Отчего мороз бывает?
Как летают самолёты,
И ракета как летает?
Если съесть кило пломбира,
Горло может заболеть?
Я подумал: ну и ну!
Сколько разных "почему"!
Но мне мама обещает:
Подрасту и всё пойму!