Важной составляющей исходных данных для построения чертежа конструкции помимо измерений фигуры и прибавок на свободное облегание является технический рисунок модели. Существуют определенные правила оформления технического рисунка и описания внешнего вида модели.
Чтобы выработать навык оформления технического рисунка модели, закройщику в первую очередь необходимо научиться быстро рисовать схемы фигур, а для этого следует усвоить общие сведения о фигуре и характерных движениях человека, запомнить основную пропорциональную схему построения фигуры (рис. 3.4). Только после графического изображения фигуры можно приступать к изображению одежды.
Схематическая фигура является каркасом, на котором и в связи с которым создается костюм. Если рисунок модели делают на торсе манекена, то его пропорции рисуют аналогично пропорциям фигуры на схеме.
1. Для построения пропорциональной схемы фигуры в положении анфас необходимо в первую очередь на вертикальной линии отложить восемь модулей (единиц измерения) и через полученные точки провести горизонтальные прямые.
|
|
Как известно, за единицу измерения берется размер головы.
2. Горизонтали традиционно являются линиями подбородка, груди, талии, бедер и т.д. Отметим, что 8...8,5 модуля в фигуре — это достаточно высокий рост. Средний рост человека 7,5 модуля.
Рис. 3.4. Пропорциональная схема фигуры
3. Затем рисуют овал головы и намечают горизонтальную линию плеч на 1/ 3 модуля ниже подбородка. На этой линии откладывают ширину плеч — по одному модулю влево и вправо от центральной оси (плечи типовой фигуры намечают несколько уже).
4. Затем каждую из этих величин делят пополам и опускают вертикальные прямые до пересечения с линией груди (полученные точки — центры грудных желез) и линией талии (полученные точки — ширина талии).
5. Соединяют прямыми линиями точки ширины плеч и ширины талии. От точек пересечения этих отрезков с линией груди проводят вертикаль до линии бедер и получают ширину бедер.
6. Длину руки намечают так, чтобы концы пальцев доходили до середины бедра, а локоть находился на линии талии. Длина кисти равняется примерно 3/ 4 модуля, а ширина шеи — 1/4.
7. Наметив основные точки, плавными линиями прорисовывают фигуру. При этом женская фигура, как правило, изображается более вытянутой, но размеры верхней части ее торса почти всегда приближены к естественным пропорциям высокой фигуры.
Каждый новый этап развития моды предлагает свои пропорции костюма, так называемый модный идеал.
Рис. 3.5. Степень прилегания изделия к фигуре в зависимости от силуэта: а — прилегающий; б — полуприлегающий; в — прямой; г — трапециевидный
|
|
Изделия разнятся степенью прилегания к фигуре и глубиной проймы (рис. 3.5), поэтому при прорисовке собственно модели в первую очередь отмечают степень прилегания костюма к фигуре на различных конструктивных поясах и обозначают силуэт.
Для «прочтения » глубины проймы на технических рисунках принято изображать фигуру с рукой, отведенной в сторону.
После прорисовки общей формы изделия обозначают конструктивные линии, которые призваны воплотить эту форму в материале.
И последний этап проектирования — нанесение на рисунок деталей одежды и ее декоративной отделки.
Вид сзади чаще изображают на торсе манекена (рис. 3.6).
При работе непосредственно с заказчицей объем, конфигурация линий, расположение деталей должны быть четко оговорены и точно изображены. Закройщику крайне важно сделать рисунок, не допускающий двоякого прочтения, понятный и конструктору, и портным, и заказчице костюма.
Рис. 3.6. Варианты подачи эскиза модели
Рис. 3.7. Схема торса манекена: а – женский; б – мужской.