Методические рекомендации

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗАТРАТ

 

1. Анализ отклонений.

2. Гибкий бюджет.

 



Анализ отклонений.

Различают три подхода к реализации системы контроля исполнения бюджета предприятия:

- простой анализ отклонений, ориентированный на корректировку последующих планов;

- анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения;

- анализ отклонений в условиях неопределённости.

Методические рекомендации.

 

1.1. Простой анализ отклонений.

Суть подхода состоит в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета путем сопоставления бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.

 

Пример простого анализа отклонений:

Прошли два периода запланированного года. Результаты контроля бюджета представлены в табл. 1.

Таблица.1

Результаты контроля бюджета в рамках простого анализа отклонений

Показатели

Квартал 1

Квартал 2

(план) (факт) (план) (факт)
Исходные показатели для анализа        
Объём продаж, тыс. ед. 10,000 9,600 30,000 24,560
Средняя цена единицы продукции, д.е. 20.00 19.85 20.00 19.25
Поступление денег от потребителей, тыс. д.е. 230,000 223,392 480,000 388,114
Средняя цена 1 кг. сырья, д.е. 0.60 0.61 0.60 0.63
Постоянные накладные затраты 60,600 60,600 60,600 64,460
Ставка переменных накладных расходов, д.е. 2.00 2.00 2.00 2.08
Показатели для принятия решения        
Выручка от реализации продукции, тыс. д.е. 200,000 190,560 600,000 472,780
Итоговый годовой денежный поток, тыс. д.е. 84,840 84,120 84,840 27,217

В первом квартале произошло несущественное снижение объёма продаж, слегка снизились цены на единицу готовой продукции и увеличились цены на сырьё. Это привело к снижению выручки на 3% и снижению суммарного денежного потока на 1%. Руководитель предприятия посчитал, что такое снижение не является существенным, и принял решение не корректировать планы второго квартала. Анализ выполнения плана второго квартала показал отклонение большего количества факторов – возросла не только цена сырья, но и накладные расходы (как переменные, так и постоянные). В результате фактическое поступление денег от потребителей во втором квартале меньше запланированного на 19%, а итоговый годовой денежный поток уменьшился на 68%: 27,217 д.е. вместо запланированных 84,840 д.е. Необходимо скорректировать планы будущего, третьего, квартала, т.н. – определить объём продаж третьего квартала, который позволяет скомпенсировать существенные отклонения второго квартала. С помощью прямого подбора установлено, что для того чтобы выполнить план по денежному потоку (на уровне 85,000 д.е.), необходимо продать в третьем квартале 48,500 единиц продукции против 40,000 запланированных. При этом необходимо вернуться на уровень бюджетных позиций по всем остальным показателям, включая цену, переменные и постоянные накладные расходы, а также цену сырья.

 

Методические рекомендации.

2. Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех вместе взятых отклонений на величину итогового денежного потока.

Пример анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения:

В табл2 приведены результаты контроля с элементами факторного анализа отклонений.

Таблица 2

Результаты контроля бюджета с факторным анализом отклонений

Показатели

Квартал 1

Квартал 2

(план) (факт) отклонение (план) (факт) отклонение

Исходные показатели для анализа

Объём продаж 10,000 9,600 -4.00% 30,000 24,560 -18.13%
Средняя цена единицы продукции 20.00 19.85 -0.75% 20.00 19.25 -3.75%
Выручка от реализации продукции 200,000 190,560 -4.72% 600,000 472,780 -21.20%
Средняя цена 1 кг. сырья 0.60 0.61 1.67% 0.60 0.63 5.00%
Постоянные накладные затраты 60,600 60,600 0.00% 60,600 64,460 6.37%
Ставка переменных накладных затрат 2.00 2.00 0.00% 2.00 2.08 4.00%

Показатели для принятия решения

Поступление денег от потребителей 230,000 223,392 -2.87% 480,000 388,114 -19.14%
Итоговый годовой денежный поток 84,840 84,102 -0.87% 84,840 27,217 -67.92%

Факторный анализ отклонений денежного потока по следующим параметрам

Объём продаж 84,840 85,880 1.23% 84,840 48,342 -43.02%
Средняя цена единицы продукции 84,840 87,465 3.09% 84,840 68,352 19.43%
Средняя цена 1 кг. сырья 84,840 87,725 3.40% 84,840 79,242 -6.60%
Постоянные накладные затраты 84,840 84,840 0.00% 84,840 81,389 -4.07%
Ставка переменных накладных затрат 84,840 84,840 0.00% 84,840 80,188 -5.48%

Как видно из табл. 2 отклонения денежного потока второго квартала – 68% и являются весьма существенными. Поэтому необходимо провести факторный анализ отклонений. Технология проведения этого анализа заключается в том, чтобы определить какое отклонение имел бы годовой денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. Это означает, что необходимо сделать многократный пересчёт бюджета для каждого отдельно действующего фактора при условии, что этот параметр принял значение, наблюдаемое по факту выполнения бюджета.

Например, вместо плановых значений первого квартала подставлены фактические значения этих параметров. В то же время все остальные параметры сохраняют свои плановые значения. Имея фактические значения параметров, указанные в табл. 2 для второго квартала, подставляется фактическое значение первого параметра, объёма реализации продукции и рассчитывается величина годового денежного потока. В данном случае оно получилось равным 48,342 д.е. Затем восстанавливается плановое значение объёма продаж и подставляется вместо планового значения цены её среднее фактическое значение, которое составляет 19,25 д.е. Для этого значения рассчитывается величина годового денежного потока (68,352 д.е.), которая заносится в соответствующую ячейку табл. 2. Аналогичным образом производится расчёт значения годового денежного потока для каждого отдельно взятого фактического значения параметра бизнеса (все остальные при этом фиксируются на уровне своих плановых значений).

 

Методические рекомендации

.1.3. Анализ отклонений в условиях неопределённости показывает другую схему принятия решений в отношении существенности отклонений. Согласно этой схеме все параметры бизнеса (цены, объёмы, расходные коэффициенты и т.д.) признаются по своей сути неопределёнными значениями и задаются не в виде отдельных чисел, а в виде интервалов неопределённости. Так, в рамках предыдущего примера цена задается в виде интервала, например, от 19 д.е. до 21 д.е., а не в виде числа – 20 д.е. Такое же предположение делается в отношении всех параметров бизнеса, подверженных отклонениям.

Пример анализ отклонений в условиях неопределённости:

Рассмотрено статистическое моделирование бюджета рассматриваемого выше. В табл..3 представлены интервалы значений тех параметров бизнеса, которые подвержены неопределённости.

Таблица.3

Интервалы неопределённости параметров бизнеса

Параметры бизнеса Нижняя граница Базовое значение Верхняя граница
Цена 19.00 20.00 21.00
Объём продаж 1 квартала 8,000 10,000 12,000
Объём продаж 2 квартала 26,000 30,000 34,000
Объём продаж 3 квартала 35,000 40,000 45,000
Объём продаж 4 квартала 18,000 20,000 22,000
Переменные накладные расходы 1.80 2.00 2.20
Постоянные накладные расходы 58,600.00 60,600.00 62,600.00
Переменные общие издержки 1.60 1.80 2.00
Затраты на рекламу в квартал 35,000 40,000 45,000

 

Пользователь сам выбирает число имитаций значений параметров бизнеса, соответствующих заданным в табл..3 интервалам. Каждый из смоделированных наборов значений подставляется в модель бюджета, и рассчитывается величина результирующего параметра - чистой прибыли или годового чистого денежного потока.

Руководитель определяет интервал значений годового денежного потока и чистой прибыли, которые содержат достаточно большое количество «фактических» (на самом деле, имитированных) значений результирующих параметров.

Контроль выполнения бюджета производится следующим образом. Если фактическое значение результирующего параметра попало в интервал неопределённости, полученный в результате имитационного моделирования, то выполнение бюджета считается успешным. В противном случае необходимо провести дополнительный анализ, направленный на уменьшение неопределённости параметров бизнеса. Это в свою очередь вызовет необходимость принятия соответствующих управленческих решений.

Гибкий бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: