Список качеств, значимых для межличностного и делового общения

Практическая работа по «Психологии общения»

Ф.И.О. Кузякина Алина Игоревна 137-Б

Выполните следующие задания:

  1. «Мои проблемы в общении». Испытываете ли Вы трудности в общении с разными людьми, или в каких-то конкретных ситуациях? Постарайтесь описать основные из них. Если Вы считаете, что таких проблем у Вас нет, опишите трудности, которые встречались Вам в общении со стороны других участников коммуникации:

Да, я испытываю проблемы в общении с некоторыми людьми. Обычно с теми, кто всегда стоит на своём и не хочет даже слушать собеседника. Или же когда рассказываешь определённую историю, а собеседник всем видом подает, что это ему неинтересно, это бывает раздражает и становится даже обидно.

  1.  «Завтрак с героем». Представьте, что у вас есть возможность встретиться с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Решите, с кем бы Вы хотели встретиться за завтраком? Чем Вас привлекает этот человек? С чего бы Вы начали встречу? Какие вопросы Вы бы задали своему герою?

У меня нет конкретного человека, с кем бы я хотела встретиться, но определенно это был бы человек из другой страны или ещё лучше с другого континента. Меня привлекает всё неизведанное, новое, разное и поэтому мне хотелось бы пообщаться именно с таким человеком. Я бы спросила его (её) какая у них жизнь на том или ином континенте (в стране), какие обычаи, традиционная кухня, стиль одежды и многое многое другое.

  1. Все мы знаем, что умение слушать – важный аспект коммуникации. Какие виды слушания знаете Вы? Почему это умение так важно для общения?

Виды слушания (амер.исследователь Келли): 1 ) направленное критическое слушание – сначала осуществляется критический анализ сообщения, а потом попытка его понимания, малоперспективно особенно при восприятии новой информации; 2) эмпатическое слушание уделяет больше внимания чувствам, а не словам, пониманию того, как человек относится к тому, что говорит, эффективно, если говорящий вызывает положительные эмоции; 3) нерефлексивное слушание – предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней, желательно в процессе подавать сигналы партнеру, подтверждающие ваше понимание; 4) активное рефлексивное слушание – осуществляется такая организация коммуникации, при которой партнеры лучше понимают друг друга, при таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Умение слушать: эффективно помогает собеседникам снизить уровень эмоционального возбуждения; повышает самооценку человека; ослабляет воздействие стресса и психического напряжения; активное слушание способствует повышению искренности, понимания, надежности; демонстрирует уважение к чувствам другого человека.

 

Назовите причины появления коммуникативных барьеров.

Причинами их появления могут быть: особенности интеллекта, неодинаковое знание предмета разговора, разный лексикон, отсутствие единого понимания ситуации общения, психологические особенности деловых партнеров, а также социальные, политические, религиозные и другие различия.

Логический барьер. Основные причины, затрудняющие передачу информации: неточность высказывания, неуместное использование профессиональной лексики, неверное истолкование намерений собеседника, быстрый темп изложения информации, неполная концентрация внимания, неадекватность невербальных средств общения.

Стилистический барьер. Стиль изложения может не соответствовать ситуации общения, может быть слишком тяжелым, не соответствовать намерениям партнера.

Семантический (смысловой) барьер. Возникает при несовпадении словарей говорящих, при ограниченном лексиконе, при психологических и культурных различиях.

Фонетический барьер. Связан с особенностями речи говорящего: неразборчивая дикция, плохая артикуляция, неречевые проявления голоса (смешки, шепот, икота, зевота, околоречевые проявления «хм-м-м, э-э-э»).

 

Как сделать речевую коммуникацию успешной?

1)Потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, коммуникативная заинтересованность.

2) Настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего

3) Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.

4) Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события.

Можно ли программировать деловой контакт и прогнозировать его эффективность? Каким образом? Существуют ли для этого какие-то специальные методики или приемы?

Деловое общение обычно включён как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Особенности делового общения:

  1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
  2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
  3. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Все методы можно разделить на две группы: неформализованные и формализованные. Неформализованные представляют собой индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки и так же написание сценариев. Формализованные в свою очередь- это моделирование. В современном мире более распространены методики интервью, метод сценариев, «мозговая атака».

Ниже представлен список значимых для разных видов общения качеств и даны их определения. Составьте свой список (из представленных) качеств в убывающем порядке. Объясните первые 2-3 позиции (почему именно эти качества вы цените при общении больше всего). Проанализируйте, какие качества из списка у вас лучше всего развиты.

Список качеств, значимых для межличностного и делового общения

Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их поступков.

Доброжелательность - способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность - отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях; готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие; способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков» и честная демонстрация своего отношения к ним.

Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств - отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей; умение не только испытать какие-то чувства в общении с людьми, но и выражать их; готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства.

Конфронтация - умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности. В случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление для этого воспользоваться помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают его, но при этом умение быть автором самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.

Список

Доброжелательность

Эмпатия

Аутентичность

Конфронтация

Инициативность

Принятие чувств

Непосредственность

Самопознание

Открытость

Конкретность

Доброжелательность -способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании их поступков.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Я считаю, что это очень важные качества, как для межличностного общения, так и для делового.  Если ты не будешь доброжелательным, то с тобой мало кто захочет общаться или работать. Эмпатия является не менее важным качеством, т.к. именно посмотрев на мир глазами других людей, можно понять их проблемы или причину почему они как-то поступили в той или иной ситуации. Аутентичность играет большую роль во взаимоотношении людей, т.к. люди тянутся за настоящими и искренними людьми, а такими могут быть лишь те, кто способен оставаться самим собой, невзирая на ситуацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: