Основные мероприятия по реализации программы

Программа профилактики

Употребления психоактивных веществ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

«Цени свою жизнь!»      

На 2019 - 2024 годы

Волгоград, 2019

 

Цель: создание и укрепление у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ.

Задачи программы:

- развивать у учащихся компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни;

- оказать помощь подростку в сложных жизненных ситуациях в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения;

- формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям.

Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:

•   возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям  подростков;

•   научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;

•   практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;

•   позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт. Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:

- поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);

•   обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);

•   организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).

Программа характеризуется двухуровневым подходом к проблеме профилактики употребления ПАВ.

Уровень личностного пространства человека – рассматриваются опасные мотивы поведения человека (негативные чувства, убеждения, побуждения). Занятия направлены на формирование личностной компетентности подростков и проводятся в форме организационно-деятельностных и ролевых игр, мозговых штурмов, дискуссий, моделирования различных жизненных ситуаций и т.д.

Уровень социального пространства – рассматриваются опасные влияния окружения (конфликты, ложные ориентиры, давление ближайшего окружения). Занятия проводятся в интерактивной форме и дополняются формированием социальной компетентности подростков через ознакомление детей с законами, правилами, нормами по которым живет человеческое общество, и через обучение их социальным умениям и навыкам.

Особенности возрастной психологии обязательно учитываются в профилактической работе с подростками.

Возрастная психологи здоровья указывает на то, что подростки стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению ПАВ. Наркотические вещества могут использоваться ими и как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников, и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, рискуя своим здоровьем.

Программа предполагает формирование навыков ассертивного поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации.

Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», т. е. здоровье следует понимать, как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Цени свою жизнь!» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.

Раздел 1

Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.

Задачи:

дать учащимся знания о вреде табака и алкоголя;

способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Раздел 2.

Цель: предупредить употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.

Задачи:

дать учащимся необходимые по возрасту знания о вреде наркотиков и понятия ВИЧ;

способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решения.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

1. Предотвращение употребления подростками ПАВ

2. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

1. Формирование позитивного отношения подростков к себе

2. Формирование ответственности за свое поведение

3. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

 

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

 

Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.

2. Изменение отношения к возможному приему ПАВ

3. Уровень конфликтности в подростковой среде

4. Оптимизация внутрисемейных отношений

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности

1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1. Появление у подростков устойчивых интересов

1.2. Повышение успеваемости

1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.

Целевая группа: учащиеся  школы

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.



Основные мероприятия по реализации программы

 

№ п/п Наименование мероприятие Форма проведения Сроки проведения Ответственный
1 Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании Анкетирование при входе в программу. Анкетирование Сентябрь-октябрь Педагог-психолог, классные руководители
2 Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков. Социальные факторы риска. Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска. Социально – психологические факторы, препятствующие формированию наркозависмости. Личностные факторы, препятствующие формированию наркозависимости. Подсказки для родителей. Классные часы, практическое занятие сентябрь Педагог-психолог, классные руководители
3  «Курение-дело серьезное!». Тренинг октябрь Педагог-психолог, педагог-библиотекарь, классные руководители
4  «Как влияет курение на молодой организм».   Тренинг октябрь Педагог-психолог, классные руководители
5  «Скажи «нет!» ПАВ!».   Тренинг ноябрь Педагог-психолог, классные руководители
6 Тест «АССОЦИАЦИИ» Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.   Тестирование ноябрь Педагог-психолог, классные руководители
7 Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»   Тестирование декабрь Педагог-психолог, классные руководители
8 Тест «СИГАРЕТА»   Тестирование декабрь Педагог-психолог, классные руководители
9 Тренинг для родителей «Мы в ответе за тех, кого воспитали».   Тренинг январь Педагог-психолог, классные руководители
10 «Социологического опроса» Опрос январь Педагог-психолог, классные руководители
11 Информационный час: Уголок Здоровья Всемирный день без табака   Лекция февраль Педагог-психолог, классные руководители
12 Советы, как бросить курить.   Лекция февраль Педагог-психолог, классные руководители
13 Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости   Лекция Март Педагог-психолог, классные руководители
14 Тренинг: «Молодежь против наркотиков» Тренинг Март Педагог-психолог, классные руководители
15  «Умей противостоять зависимостям»   Тренинговое занятие апрель Педагог-психолог, классные руководители
16  «Пути достижения жизненных целей»   Тренинговое занятие апрель Педагог-психолог, классные руководители
17  «Профилактика алкоголизма в подростковой среде». Классный час апрель Педагог-психолог, классные руководители
18  «Заблуждение о безвредности пива»   Классный час Май Педагог-психолог, классные руководители  
19 Информационный час «Пиво - молодежный напиток?»   Классный час май Педагог-психолог, классные руководители
20 Анкетирование по завершении программы   Анкетирование май Педагог-психолог, классные руководители

 

Занятие № 1

 

Анкета, направленная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: