Тема 3. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения

Рабочая тетрадь

По дисциплине «Экономика»

 

 

.

 

 

Нижневартовск

2020 г.



РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Дайте определения понятиям

 

1. Предмет экономической теории – это отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

 

3. Экономические потребности – это часть имеющихся в обществе потребностей, для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство.

 

4. Экономические блага – это результаты деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве и могут оцениваться в денежном эквиваленте.

 

5. Экономические ресурсы (факторы производства) – это совокупность тех природных, трудовых, материальных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

 

6. Ограниченность экономических ресурсов и благ – это экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству, что связано с постоянно растущей потребностью человека.

 

7. Проблема выбора – это проблема, с которой сталкиваются все экономические системы и ее суть заключается в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

 

8. Альтернативные издержки – это упущенная выгода при выборе одного из вариантов использования тех или иных экономических ресурсов с одновременным отказом от других вариантов.

 

9. Закон убывающей предельной производительности (отдачи) – это одно из общепринятых экономических утверждений, согласно которому применение одного нового производственного фактора со временем приводит к снижению объемов выпускаемой продукции.

 

10. Производственная функция – это экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количества продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий.

 

11. Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

 

12. Экономический рост – это увеличение объёма выпуска товаров и услуг в рассматриваемой экономической системе (в стране, регионе, мире).

 

13. Закон возрастания альтернативных издержек – закон, который гласит, что, чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать всё возрастающим количеством другого блага

 

14. Эффективность производства – это соотношение конечного результата производства – продукта и затрат совокупного труда на его получение. Критерием эффективности производства является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами.

 

15. Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

 

Узловые вопросы темы

 

1. Определение предмета экономической теории в истории науки

Классическая политическая экономия (18 в.)

Предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной экономической системы.

Марксистская политическая экономия

В целом сохранила эту трактовку предмета, подойдя к ней с позиций исторического материализма и, следовательно, внеся в анализ динамический аспект. Политическая экономия по Марксу ¾ это наука о производственных отношениях в их взаимосвязи с производительными силами.

Современная экономическая теория определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей.

2. Проблема выбора и альтернативная стоимость

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают проблему выбора: что и в каких количествах производить, как производить, какую использовать технику и технологию, для кого производить, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции.

Выбор – это отданное предпочтение какой-либо альтернативе. Альтернативная стоимость (цена выбора) – это упущенная выгода, т.е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Проблема выбора иллюстрируется с помощью кривой производственных возможностей. Каждая точка кривой означает максимальное производство данного товара при указанных условиях.

3. Основные элементы экономической системы

Основными элементами экономической системы являются:

- социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

- организационные формы хозяйственной деятельности;

- хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

- конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

4. Фундаментальные проблемы экономики и их характеристика

Три фундаментальные проблемы экономики:

1) Что производить (какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве) решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

2) Как производить (кто будет производить, с помощью каких ресурсов и технологий будет осуществляться производство) решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

3) Для кого производить (проблема распределения и использования производственных товаров) проблема, связанная с распределением благ: кому, достанутся, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

5. Типы экономических систем и их основные черты

Основные типы экономических систем:

1) Рыночная экономическая система:

- многообразие форм собственности;

- развертывание научно-технической революции;

- ограничено вмешательство государства в экономику;

- возрастание роли услуг;

- информатизация общества.

2) Традиционная экономическая система:

- крайне примитивные технологии;

- преобладание ручного труда;

- проблемы решаются в соответствии с обычаями;

- управление экономической жизнью на основе решений совета старейшин.

3) Административно-командная система (плановая):

- государственная собственность;

- сильная монополизация и бюрократизация экономики;

- централизованное, директивное экономическое;

- государство контролирует производство и распределение продукции;

- государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью.

4) Смешанная система:

- приоритетность рыночной организации экономики;

- многосекторность экономики;

- государственное предпринимательство сочетается с частным;

- ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

- социальная защита населения.

6. Хозяйственный механизм рыночной экономики

Хозяйственный механизм – это совокупность методов, инструментов и форм управления экономикой.

Хозяйственный механизм рыночной экономики формируется эволюционным путем на основе частной собственности и развитии товарного производства. Он имеет следующие черты:

– полную хозяйственную самостоятельность всех экономических субъектов на базе негосударственной собственности;

– саморегулирование на основе спроса и предложения.

Хозяйственный механизм рыночной экономики создает эффективное распределение ресурсов на производство товаров, необходимых обществу на основе ограниченной информации (цена, издержки производства), что обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, восприимчивость к научно-техническому прогрессу.

7. Хозяйственный механизм командно-административной экономики

Механизм командно-административной экономики стал результатом поиска путей выхода из ситуации запоздалого развития. Плановая модель хозяйственного механизма основывалась на возможности концентрации и перераспределения ресурсов в общегосударственных интересах.

Основными чертами хозяйственный механизм командно-административной экономики являются:

– отсутствие экономической самостоятельности предприятия, обусловленное господством государственной собственности, реально проявляется первенство политики над экономикой,

 

– горизонтальные связи на микроуровне регламентируются из центра, множество решений на микроуровне подменяется единственным на макроуровне.

– господствующим является директивное ценообразование.

– дефицитность экономики.

8. Модели экономических систем

Модели:

1. Англо-саксонская (США, Канада, Великобритания.): государственная поддержка частного бизнеса, высокая доля частного сектора, большая свобода предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ.

2. Западноевропейская (Франция, Италия, Испания): активное государственно регулирование с помощью индикативного планирования, значительная доля государственного сектора (до 40-50%), развитый муниципальный сектор, широкое государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов.

3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую очередь социальных проблем.

4. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания): более 50% - доля государственного и муниципального сектора, паритетность государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.

5. Юго-восточная (Япония, Южная Корея): использование традиционных экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес-структурам.

Черты российской модели рыночной экономики: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, слабость личной инициативы, социальное иждивенчество; огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие гражданского общества, высокая степень монополизации, криминализация конкурентной борьбы, коррупция, неравномерный переход к рыночной экономике в отраслях и в регионах.

 

Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа в г в в б

 

1. В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:

а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;

б) как перераспределять блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ;

г) как решать проблемы избыточных потребностей.

2. Микроэкономика изучает:

а) рациональное поведение экономического субъекта;

б) рыночное ценообразование;

в) проблемы распределения ресурсов;

г) всё вышеперечисленное.

3. Макроэкономика – область экономической науки, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в экономике, взятой в целом;

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

4. Ограниченность ресурсов и благ – это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

г) характеристика командных систем.

5. На кривой производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается с:

а) ростом производства другого вида продукта;

б) сокращением производства другого вида продукта;

в) постоянным объёмом производства другого вида продукта;

г) возможен любой из вариантов.

 

 

Задачи

 

Задача 1

Построить кривую производственных возможностей фермера на основе следующих данных, представляющих возможности фермера при полном и наилучшем использовании ресурсов. Обозначьте оси графика.

                                                                                                                  Таблица 1

Морковь, ц. 70 60 50 40 30 20 10 0
Картофель, ц. 0 30 60 90 120 150 180 210

Задача 2

На производство 1 стола затрачивается столько же ресурсов, сколько и на производство 5 стульев. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует (см. табл. 2)?

Таблица 2

Продукт

А

Б

В

Г

Столы 5 7 6 5 8 7 7 9
Стулья 25 35 30 35 40 30 35 30

 

Можно произвести 1 стол или 5 стульев, т.е. производство 1 стола стоит 5 стульев, т.е. стол в 5 раз дороже, чем стул. Эту взаимосвязь: 1 стол = 5 стульев отражает вариант А.

Ответ: А.

 

ТЕМА 2. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

 

1. Дайте определение понятиям

 

1. Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

 

2. Рынок – это совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами.

 

3. Принцип «невидимой руки» Адама Смита – это равновесие на рынке, при котором идет регулирование спроса и предложения с помощью рыночных механизмов.

 

4. Рынок совершенной конкуренции – это идеальный рынок, где существует множество продавцов и покупателей, не способных своей деятельностью оказывать существенное влияние на его функционирование.

 

5. Рынок несовершенной конкуренции – это конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

 

6. Чистая монополия – это положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

 

7. Рынок монополистической конкуренции – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж.

 

8. Олигополия – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

 

9. Монопсония – это ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

 

10. Натуральное хозяйство – самодостаточный тип хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

 

11. Свобода выбора – экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

 

12. Централизованное планирование – способ координация экономической деятельности в экономике, в которой материальные ресурсы составляют государственную собственность.

 

13. Функции рынка – это роль рыночного механизма в экономике. Выделяют несколько основных функций: ценообразующая, информационная, стимулирующая, посредническая, санирующая.

 

14. Система рынков – единая совокупность множества рынков различного назначения.

 

Узловые вопросы темы

 

1. Сущность рынка и условия возникновения рыночной экономики

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов дяя владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Условия возникновения рынка

Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность экономических агентов (обособленность хозяйственных субъектов). Все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности.

Третье условие – свобода предпринимательства. Институциональная система дополняет рынок. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений.

2. Система рынков

Система рынков – это единая совокупность множества рынков различного назначения.

В системе рынков достаточно определенно выделяются следу­ющие крупные отрасли:

- рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и не­продовольственные блага, рынок жилья и т.п.)

- рынок средств производства (здесь приобретаются веществен­ные факторы производства: оборудование, транспортные сред­ства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.)

- рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммуналь­ного и бытового обслуживания, финансовые и страховые опера­ции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги)

- рынок труда (для работодателей и наемных работников)

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в про­изводстве)

- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)

- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других докумен­тов, приносящих доход)

- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ­ствами)

- рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интел­лектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

3. Функции рынка

Ценообразующая – в результате взаимодействия на рынке спроса и предложения формируется цена, которая отражает полезность товара и издержки на его производство

Информационная – через рыночные цены покупателям и продавцам передается информация о конъюнктуре рынка, рыночных ожиданиях, инфляционных процессах.

Стимулирующая – рынок объективно побуждает производителей внедрять новейшие достижения НТП в производство, рационально использовать ресурсный потенциал, улучшать качество продукции с целью снижения совокупных издержек и получения максимальной прибыли

Посредническая – рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

Санирующая – используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

4. Оценка роли рыночной системы

Рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных форм организации общественного производства.

Вместе с тем оценка роли рыночной системы не может быть однозначной.

К аргументам в пользу рыночной системы относятся:

1) эффективное распределение ресурсов;

2) стимулирование научно-технического прогресса;

3) сочетание личных интересов с общественными, т.е. приближение цели фирмы к получению максимальной прибыли с целью общества по максимальному удовлетворению потребностей;

4) свобода выбора;

5) решение основных проблем экономики. Хотя рынок и не всесилен, но он способен решать эти проблемы: обеспечивать рост национального богатства, повышать эффективность общественного производства, улучшать качество продукции, способствовать повышению уровня жизни людей.

К аргументам против рыночной системы относятся:

1) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;

2) неравномерное распределение дохода, расслоение на богатых и бедных;

3) неспособность рынка учесть «внешние эффекты», все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением отдельных товаров.

4) неспособность рынка обеспечить население «общественными товарами», такими как национальная оборона, система образования и здравоохранения для всех граждан, охрана общественного порядка, единая энергетическая система;

5) рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен, а значит, неспособна решить проблемы безработицы и инфляции.

Смысл экономической деятельности государства и состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, с которыми рынок не способен справиться.

5. Типы рыночных структур и их характеристика

Совершенная конкуренция – это идеальный тип рыночной структуры, которого практически не существует, в которой функционирует определенное количество мелких фирм, присутствует однородность товара, свободный вход на рынок и выход из него, доступ к информации является равным.

Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одно предприятие является поставщиком продукции, которая не имеет близких заменителей.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой функционирует большое количество предприятий, выпускающих неоднородный продукт, который характеризуется свободным входом и выходом на рынок.

Олигополия – это рыночная структура, в которой функционирует несовершенная конкуренция и доминирует маленькое количество предприятий.

С точки зрения покупателей и их числа выделяются следующие типы:

- Олигопсония.

- Монопсония.

Монопсонией можно назвать ситуацию, в рамках которой доминирует лишь один покупатель и существует много продавцов. Ситуация такого рода неординарная и встречается редко.

Олигопсонией можно назвать ситуацию, когда существует несколько крупных покупателей, и в рамках своего статуса они диктуют рынку свои условия, в рамках олигопсонии рынок – конкурентный с также конкурентным множеством представленных на нем покупателей.

 

3. Тесты

 

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа а а в в а

1. Термин «свободные рынки» означает: рынки, на которых:

а) отсутствует вмешательство государства и действует невидимая рука;

б) правительство устанавливает цены на продукцию;

в) работодатели должны оплачивать труд не ниже минимальной зарплаты и осуществлять производство в соответствии с государственными нормами;

г) государство запрещает устанавливать цену на определённые товары выше определённого предела.

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначить любую цену на свой продукт;

б) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объёма выпуска, которая даст максимальную прибыль;

в) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

3. На рынке монополистической конкуренции:

а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции;

б) фирмы не пользуются рекламой;

в) товары отличаются по внешнему виду и условиям продажи;

г) производители имеют одинаковый доступ к информации.

4. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма.

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары.

Задачи

Задача 1

Заполните клеточки, характеризующие секторы смешанной экономики:

Секторы смешанной экономики
Общественный сектор
Частный (рыночный, коммерческий сектор)
Государственный сектор
Сектор домохозяйств

 

Задача 2

Впишите в клеточки структурные элементы теневой экономики и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры.

Теневая экономика
Неформальная (серый рынок)
Скрытая экономика
Фиктивная экономика
Параллельная экономика
Криминальная экономика (черный рынок)

Скрытая экономика называют запрещенную, российским законодательством, экономическую деятельность работников «белой» экономики по месту их работы, которая приводит к тому, что создаются условия к тайному перераспределению раннее полученного дохода. Основными субъектами данного вида деятельности являются люди, находящиеся на руководящих должностях, так называемые «белые воротнички». Это и послужило тому, что этот вид теневой экономики получил название «беловоротничковой».

Основные характеристики "беловоротничковой экономики":

– лицами, совершающими данный вид преступности являются уважаемые представители делового общества, должностные лица и другие работники в управленческой сфере;

– прикрытием экономики считают легальную деятельность, которая осуществляется в управленческой и экономической сферах;

– "беловоротничковая" экономика считается, своего рода, преступлением, при совершении которого используются экономические методы и служебное положение;

– это вид экономической деятельности, которая проникает во все ее сферы, имеет высокий уровень подготовки;

– преступления в данной отрасли совершаются с помощью средств маскировки, к которым можно отнести: усовершенствованные технологии, средства телекоммуникации и компьютер.

«Неформальная экономика» или «серый рынок» – вид деятельности, который имеет законный характер, но масштабы, которой скрываются или занижаются субъектами хозяйствования. Примерами "неформальной" экономики могут быть: неофициальное трудоустройство на рабочее место, незарегистрированные ремонтные и строительные работы, проведения репетиторских занятий, аренда недвижимости без заключения арендного договора и т. д.

«Криминальная экономика» или «черный рынок» – это проведения определенных видов экономической деятельности, которая имеет строго запрещенный характер на любом экономическом уровне. К таким видам деятельности относится бизнес в сфере: наркотиков, контрабанды, рэкета и т.д.

Фиктивная экономика – это деятельность, которая связана, в основном, с коррупцией (предоставление льгот и субсидий с помощью коррупционных связей и др.).

 

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Дайте определения понятиям

 

1.Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар

 

2.Величина спроса– количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени

 

3.Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

 

4.Величина предложения– количество товара, которое продавец, или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.

 

5.Рыночное равновесие – это такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить по данной цене и в данный момент времени

 

6.Равновесная цена— цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить

 

7.Закон спроса – экономический закон, гласящий о наличии обратной зависимости между величиной спроса и ценой на товар

 

8.Закон предложения– при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

 

9.Эластичность — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении...

 

10.Эластичность спроса по цене и её коэффициент показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

 

11.Перекрёстная эластичность спроса показатель процентного изменения спроса или предложения на изменения цены, дохода или других факторов. Показатель используется при существенном изменении цены, дохода или других факторов, а в противном случае используется показатель точечной эластичности.

 

12.Эластичность спроса по доходу –показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

 

13.Эластичность предложения и её коэффициент — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

 

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Факторы, влияющие на спрос и величину спроса

На спрос влияют такие факторы как:

а) денежный доход и рост населения;

б) размеры рынка;

в) льготы потребителя;

г) субъективные вкусы потребителей;

д) наличие товаров заменителей.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов).

Спрос зависит от:

- использования рекламы

- моды и вкусов

- ожидания потребителей

- изменений предпочтений окружающей среды

- доступности товаров

- величины доходов

- полезности вещи

- цены установленной на взаимозаменяемые товары

- а также зависит от количества населения.

2. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других).

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

- выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);

- экономическая конъюнктура;

- уровень конкуренции;

- налоговая политика государства;

- торговля.

3.Взаимодействие спроса и предложения. Функции равновесной цены

Взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. В результате устанавливается рыночное равновесие. Это означает, что товары продаются не по цене спроса или предложения, а по цене рыночного равновесия. Равновесная цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

- информационную: ее величина является ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

- нормативную (распределительную): показывает, на какие доходы может рассчитывать производитель;

- стимулирующую: вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, чтобы издержки уложились в цену товара.

4.Факторы эластичности спроса по цене

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

- Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- Консерватизм покупателей во вкусах;

- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

- Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства.

5.Факторы эластичности предложения

- Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

- специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

- фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

- цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

- степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

6. Рыночное равновесие и государство: формы государственного вмешательства

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен. Формы государственного вмешательства:

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

4. Поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Государственное вмешательство в рыночную экономику чаще сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже уровня рыночного равновесия спроса и предложения.

 

3. Тесты

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа а б б г б

 

1. Закон спроса утверждает, что:

а) покупатели готовы купить меньше товаров при росте цены;

б) покупатели готовы купить больше товаров при росте доходов;

в) покупатели готовы купить меньше товаров при снижении цены;

г) превышение величины спроса над величиной предложения ведёт к товарному излишку.

2. Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при увеличении цены возрастёт выручка от продажи;

б) при снижении цены выручка от продажи не изменится;

в) при снижении цены выручка от продажи возрастёт;

г) при снижении цены на 10% выручка от продажи увеличится на 7%.

3. При прочих равных условиях рост предложения приводит к:

а) росту равновесной цены и количества;

б) снижению цены равновесия и равновесного объёма;

в) росту цены и снижению количества;

г) снижению равновесной цены и росту равновесного объёма.

4. Что случится на конкурентном рынке, если величина предложения превысит величину спроса:

а) спрос возрастёт;

б) производители увеличат выпуск товара;

в) рыночная цена поднимется;

г) рыночная цена снизится.

5. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) рост величины спроса на второй товар

г) падение величины спроса на второй товар.

 

4. Задачи

 

Задача 1

Заполните таблицу:

                                                                                                                 Таблица 3

Цена за 1т., тыс. ден. ед. Величина спроса, тыс. т. Величина предложения, тыс. т. Избыточное предложение, тыс. т. Дефицит, тыс. т. Объём продаж, тыс. т. Выручка, млн. ден. ед.
10 1800 200 - 1600 200 2000
11 1700 450 - 1250 450 4950
12 1100 600 - 500 600 7200
13 900 900 0 0 900 11700
14 700 1100 400 -400 700 9800

Решение: Выручка= Цена* Объём продаж

 

Задача 2

Даны функции спроса и предложения: Qd= 30 –P; Qs = 15 + 2P.

Определите:

а) параметры рыночного равновесия.

б) избыточный спрос при P= 3 и избыточное предложение при P= 8.

Решение:

а) параметры рыночного равновесия:

Qd=Qs

30 –P = 15 + 2P.

2P+P=30-15

3P =15; P =5д.е.

Равновесная цена – P =5д.е.

Равновесный объем продаж:

Qd= Qs =15+2*15=30-5=25 ед.

б) Избыточный спрос при P= 3

Qd= 30 –P=30-3=27 ед.

Qs = 15 + 2*3=21 ед.

Объем спроса превышает объем предложения

Избыточный спрос=27-21=6 ед.

Избыточное предложение при P= 8.

Qd= 30 –P=30-8=22 ед.

Qs = 15 + 2*8=31 ед.

Объем предложения превышает объем спроса

избыточное предложение=31-22=9 ед.

Ответ: Равновесная цена –5д.е.; Равновесный объем продаж – 25 ед.;

Избыточный спрос при 3 д.е.–6 ед.; избыточное предложение при 8 д.е.– 9 ед.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: