Невербальные формы установления контактов

Чаще всего под невербальными формами установления контактов подразумевают мимику, жестикуляцию, позу, сигналы глазами, причем необходимо помнить, что все эти формы бессловесного общения имеют у разных народов свою национальную специфику.

Возможность установления доверительного контакта в начале любой ситуации делового общения зависит не только от использования этикетно-речевых формул, которые приводились выше, но и от того, как держат себя участники переговоров. Очень многое о человеке могут сказать его поза, манеры, мимика, жесты, тембр голоса, взгляд, даже костюм и прическа. Поэтому для достижения взаимопонимания необходимо понимание языка жестов и мимики – '' немного языка '' общения.

Установка – получить дополнительную информацию о собеседнике, «считывая» ее с его облика, лица, рук. Такая информация часто является более достоверной, чем речевая, поскольку жесты, телодвижения управляются импульсами нашего сознания. При установлении контактов невербальные средства общения играют большую роль для организации всей содержательно - смысловой структуры общения. Во взглядах, жестах, мимике часто проявляется то, что стараются завуалировать словами: пренебрежение к собеседнику, высокомерие, подобострастие, безразличие и т.п. Чтобы не выглядеть неуклюже или вызывающе в роли клиента, просителя, партнера по работе и т. п., необходимо руководствоваться, в частности, следующими правилами.

1. Почти непременным атрибутом любой встречи и прощания у наших соотечественников является рукопожатие, это свидетельствует о доверии и уважении друг к другу. Женщины ведут себя, так же как и мужчины. Мужчина первым здоровается с женщиной, но женщина первой протягивает руку для пожатия. Если здороваются или прощаются люди, равные по положению, при этом не стоящие в дружеских отношениях, они не обязаны обмениваться рукопожатиями. Достаточно теплых слов, полупоклонов, улыбки.

2. Несколько естественных поз и жестов прекрасно демонстрируют внутреннее состояние собеседников. Открытость и доверие демонстрирует жест «открытые руки». Потирание висков, подбородка, прикрывание лица руками говорят о желании собеседника что-нибудь утаить от вас. Руки, скрещенные на груди, говорят о том, что ваш партнер чувствует какую-то опасность в данной ситуации. Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием пальцев левой руки места под мочкой уха или боковой части шеи. Поднятые плечи и опущенная голова выражают обиду. Жест почесывания уха свидетельствует о желании отгородиться от слов, которые он слышит. С помощью потирания ладоней передаются положительные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение к услышанному.

3. С помощью сигналов глазами передаются самые точные и открытые сигналы коммуникации. Как правило, доверием пользуются те люди, глаза которых спокойны, открыты, взгляд встречается со взглядом партнера до 60–70 процентов всего времени общения. При деловом разговоре рекомендуется направить взгляд на воображаемый треугольник на лбу вашего партнера. Он будет чувствовать, что вы настроены по-деловому.

4. Большую роль в установлении контактов играет внешний вид людей, их одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных случаях. Благоприятное впечатление производит человек вежливый, хорошо со вкусом одетый, умеющий держаться в любых обстоятельствах. Манера речи, умение управлять своими эмоциями, спокойно слушать говорящего – все это располагает едва ли не более самых продуманных слов.

 

 

В заключении приведем некоторые советы специалистов:

 

· Представляясь кому-нибудь впервые, четко произнесите свое имя и убедитесь, что оно было услышано.

· Старайтесь правильно произносить даже самые трудные имена собственные.

· Следите за дикцией: не шепчите и не кричите.                                                                                      

· Широко используйте формулы: Будьте любезны …, Будьте добры …, и т. д.

· Не говорите, он или она о человеке, слова которого повторяете, даже если он отсутствует.

· Не забывайте добавлять, пожалуйста, ко всем просьбам и распоряжениям.

· Помните, что грубость, жаргон недоступны не только в деловой, но и в бытовой речи.

· Говорите комплименты только мотивированно к месту.

· Умейте выбирать тему для завязки любого, даже очень серьезного разговора.

· Не замораживайте собеседника взглядом, но если ваша улыбка '' дежурная '', а не искренняя, лучше не улыбайтесь.

 

Подготовка деловых переговоров

 

Успех переговоров всецело зависит; от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. До начала переговоров необходимо иметь их разработанную модель:   

 

1. Четко представлять себе предмет переговоров и обсуж­даемую проблему. Инициатива на переговорах будет у того, кто лучше знает и понимает проблему.

2. Обязательно составить примерную программу, сценарий хода переговоров. В зависимости от трудности переговоров может быть несколько проектов;

3. наметить моменты своей неуступчивости, а также про­блемы, где можно, уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах;

4. Определить для себя верхний и нижний уровни компро­миссов по вопросам, которые, на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию.

 

Реализация данной модели возможна в том случае, если в процессе подготовки переговоров будут изучены следую­щие вопросы:       

1) цель переговоров;

2) партнер по переговорам;

3) предмет переговоров;

4) ситуация и условия переговоров;

5) присутствующие, на переговорах;

6) организация переговоров.

 

Актуализация деловых контактов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: