В процессе развития системы государственно-общественного регулирования политической рекламы в нашей стране происходит становление механизма ее саморегулирования, субъектами которого являются политические партии, выступающие как рекламодатели, политтехнологи - как рекламопроизводители и независимые СМИ - как рекламораспространители. С целью представительства и защиты своих интересов, выработки требований соблюдения этических норм в политической рекламе и обеспечения контроля за их выполнением они создают общественные советы и ассоциации, проводят журналистские расследования.
Так, в 1995 г. разрозненные и автономно действующие организации, специализирующиеся на политическом консалтинге, объединились в Ассоциацию центров политического консультирования (АЦПК) с целью формировать цивилизованный рынок услуг политических консультантов, обеспечивать правовую защиту агентствам и центрам, повышать их профессионализм, а также обмениваться опытом и развивать политическую науку в России. Авторитет ассоциации придавало то, что в нее вошли ведущие организации занимавшиеся политическим консалтингом и проведением различных политических кампаний. Среди них наибольшую известность имели: центр политического консалтинга «Николо М», «ИМИДЖ-контакт», центр политических исследований «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонд «Политика», Центр политической психологии, фонд «Гражданское общество», ассоциация политического консалтинга «Нике» и др.
|
|
АЦПК разработала и организовала принятие Хартии «Политические консультанты за честные выборы», которую подписали летом 1999 г. около 100 руководителей ПР-агентств, исследовательских и консалтинговых структур, индивидуальных консультантов. Они взяли на себя добровольное обязательство выполнять ряд норм профессиональной этики, которые были закреплены в Хартии и включали в себя следующие:
1.Способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса.
2.Препятствовать попыткам ограничения прав и свобод, которые являются необходимым условием развития демократических основ российского общества и жизнедеятельности нашего профессионального сообщества.
3. Препятствовать применению избирательных технологий в интересах групп политических экстремистов, а также представителей криминального мира.
4.Не допускать распространения в ходе избирательных кампаний заведомо ложных сведений, порочащих достоинство кандидатов в депутаты и на выборные должности. Воздерживаться от дискредитации коллег-профессионалов, выступающих на стороне конкурентов.[20]
|
|
В начале сентября 2005 года ЯБЛОКОМ было инициировано создание Общемосковского координационного совета (ОКС) – неполитической коалиции пяти партий – КПРФ, СПС, ЯБЛОКА, Партии пенсионеров и Республиканской партии. ОКС объявил своей целью противодействие использованию административного ресурса на выборах в Мосгордуму, координацию общественного наблюдения на выборах. Он работал в течение всего периода избирательной кампании, занимаясь в основном сбором информации о применении административных избирательных технологий.
Предотвратить использование административного ресурса на выборах 2005 года, естественно, не удалось. Зато удалось организовать беспрецедентное по масштабам общественное наблюдение на выборах и собрать информацию в едином центре. Эта информация легла в основу книги «Административные избирательные технологии».[21]
В период избирательной кампании автор этой книги Бузин А.Ю. ощущал реальную поддержку руководителей московских организаций тех партий, которые приняли участие в образовании ОКС. Большая часть информации для книги была собрана благодаря рядовым членам ЯБЛОКА, СПС, КПРФ, сотрудникам избирательного штаба избирательного объединения «ЯБЛОКО». Часть информации была получена автором благодаря взаимодействию с неполитическими общественными организациями, включая Ассоциацию в защиту прав избирателей «Голос» и Российское отделение Transparency International.
Среди задач формирующегося в нашей стране механизма саморегулирования политической рекламы особо следует отметить реализацию общественного контроля за процессом организации и проведения предвыборной агитации со стороны государственных органов, отдельных кандидатов и политических партий. Решают эту задачу независимые СМИ в ходе журналистских расследований.
Практика российских выборов дает богатый материал для расследований и подготовки публикаций по этим темам. Часто предметом журналистского расследования является вопрос об источниках финансирования кандидатов и политических партий. Не секрет, что через кандидатские счета проходит лишь малая часть средств, реально затрачиваемых на предвыборный марафон. Даже самые уважаемые политики не брезгуют грязными деньгами и оплачивают расходы на выборы так называемым «черным налом». И с этой точки зрения выборы уже содержат криминальный подтекст. Второй вопрос, заслуживающий пристального внимания журналистского расследования на выборах - персональные сведения о кандидатах. Некоторые кандидаты в депутаты не склонны афишировать как отдельные детали своих биографий, так и данные о коммерческой деятельности, движимом и недвижимом имуществе. В некоторых случаях журналистское расследование позволяет обнаружить такие факты, которые не являются нарушением российского законодательства, но могут рассматриваться как нарушение норм морали и этики.
Одной из задач журналистов, проводящих расследование на выборах, является формирование доверия избирателей и общественности к своим публикациям. От работающего в этом жанре журналиста требуется не только хорошее знание предмета расследования, в данном случае выборов, но и умение отыскать доказательства своей позиции, умение так ее аргументировать, чтобы не вызывать подозрения в ангажированности и предвзятости. Для снятия таких подозрений и выполнения требований профессионального проведения расследования его проблема должна быть исследована и представлена в публикациях с разных, желательно со всех возможных точек зрения. Такой подход к журналистскому расследованию является одним из важнейших критериев его достоверности. Представление в публикации нескольких точек зрения на проблему расследования повышает значимость публикации и доверие к выводам ее автора.
|
|
Журналистское расследование может стать чрезвычайно сложной и даже опасной деятельностью для того, кто его ведет и осуществляет публикации его результатов. Опасность для журналиста и его близких при проведении журналистского расследования по тематике российских выборов связана, в первую очередь, с тем, что многие участники выборов, в частности кандидаты и их команды, представители администраций различных уровней, финансовых и коммерческих структур, правоохранительные органы и даже криминальные структуры, как правило, не заинтересованы в раскрытии реальных целей своих кандидатов, реальных средств и технологий их достижения.[22]
[1] См.: Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М: «Русская панорама», 2002, с. 175-176.
[2] Более подробную характеристику сущностных признаков и видов политической рекламы, ее организационного и технологического механизмов автор дает в следующем учебном пособии: Зубков С.А., Панов А.И. Политическая реклама: основные жанры и технологии: Учебное пособие. Ч.1-2. -М.: МИИТ, 2005 г..
[3] См.: Конституция Российской Федерации. – М.: Приор., 1993 г., с.9
[4] См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2.
[5]
[6] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ст.1.
[7] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 2 статьи 51.
[8] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 6 статьи 56.
[9] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 9 статьи 56.
[10] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 7 статьи 48.
|
|
[11] См.: Конституция Российской Федерации, ст. 125.
[12] См.: Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. - Москва: Университетская книга, 2007, с.312-314.
[13] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 75.
[14] См.: Пункт 1 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
[15] См.: Статья 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
[16] См.: Статьи 141 и 141-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
[17] См.: С.В. Большаков, А.Г. Головин Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации. Второе издание.- М.:Весь мир, 2007,с.165.
[18] С.В. Большаков, А.Г. Головин Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации. Второе издание.- М.: Весь мир, 2007,с.148.
[19] См.: С.В. Большаков, А.Г. Головин Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации. Второе издание.- М.: Весь мир, 2007,с.164.
[20] См.: Зубков С.А., Панов А.И. Политическая реклама: основные жанры и технологии: Учебное пособие. Ч.1. - М.: МИИТ, 2005 г.,с.45-46
[21] Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. – 192 с.
[22] См.: Выборы и журналистское расследование. - М.: «Права человека», 2001. - 216 с: на сайте: http://www.democracy.ru/library/publications/media/jour_inv/page30.html