Родоначальниками течения славянофильства являлись представители старинных дворянских фамилий: писатель А.С Хомяков, Братья Киреевские – религиозный философ И.В Киреевский, фольклорист и публицист П.В. Киреевский. В гостиных московских барских особняков велись оживленные споры о России, ее историческом пути, месте в мире.
Сравнивая формы жизни и организации власти в России и Европе, славянофилы пришли к выводу: Россия настолько самобытная страна, что у нее может быть только свой путь развития, ни на кого не похожий.
Уникальность пути Росси они видели в традиционном отсутствии противоборства социальных групп, в крепком сословном построении общества, в существовании крестьянской общины, в приверженности к православию. Они отвергали необходимость введения в стране парламентских учреждений, вместе с тем призывали к единению монарха и народа: народу мнение, царю –решение. Предлагали воссоздать Земские соборы.
Идеи славянофильства распространялись в книгах и периодических изданиях.
А.С.ХОМЯКОВ И.В. КИРЕЕВСКИЙ П.В. КИРЕЕВСКИЙ
Наиболее известными западниками были философ П.Я Чаадаев, писатели В.П. Боткин,
Западники считали, что Россия должна идти тем же путем, что и западноевропейские страны. Чем быстрее в России «будет как в Европе» тем лучше. Они не находили в историческом прошлом России ничего поучительного, по их представлениям «свет прогресса» всегда шел в Россию с Запада, в частности, они в отличие от славянофилов восторженно относились к деятельности царя Петра I. Западники считали, что Великая французская революция 1789 года открыла новую эру в жизни человечества, не обращая внимания, что эта эра ознаменовалась беспощадными убийствами и десятилетиями кровавых войн.
Западники направляли свою энергию на пропаганду достижений парламентаризма в Англии и Франции и критику государственного устройства и общественных порядков в России.
П.Я. ЧААДАЕВ В.П. БОТКИН