Краеведение как средство обучения и воспитания на уроках английского языка

--------------------------------------------------------------------

  Автор: О.Р.Филатова, учитель английского языка МАОУ СОШ №32 г. Томска

    

Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и возможности осуществлять реальное общение. В настоящее время благодаря изменениям в обществе такие коммуникации стали возможными и актуальными. Многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру, посещать разные страны в деловых целях и для отдыха, а также общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях человек должен знать культуру и историю, традиции и обычаи своего края, чтобы вести разговор на равных.

  Предполагается диалог, диалог культур или диалог в культуре. Не произойдёт диалога двух культур, если люди затрудняются рассказать о родном крае, его достопримечательностях. В этой ситуации возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка. И на уроках английского языка ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь обмениваться информацией. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить их, понять и полюбить другую культуру.

При изучении устных тем на уроках английского языка можно проводить интегрированные уроки (английский - краеведение, английский - литература) с использованием метода проектов. Формы реализации могут быть разными: экскурсия по городу, экскурсия в школьный музей, доклад, презентации.

 Например, в 5 классе при изучении темы «Достопримечательности Лондона» я провожу беседу о родном городе – Томске, о его достопримечательностях, организую «виртульную» экскурсию по городу, где сама выступаю в роли гида. Далее учащиеся пишут письмо другу по переписке, приглашают его в Томск, рассказывают об его интересных местах. На старшей ступени обучения учащиеся сами могут проводить экскурсии и создавать буклеты и постеры о Томске, работать над проектами по краеведению, целью которых является формирование у обучающихся умений и навыков устной, разговорной речи на уроках иностранного языка.

Метод проектов на уроках иностранного языка с использованием краеведческого материала способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению иностранного языка и истории родного края, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, культуры общения и рефлексивных умений. Применение в работе краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать городские музеи, школьный музей. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества. В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи. Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.

Не зная своей родной культуры, не любя ее, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению навыков общения на изучаемом языке, повышает коммуникативную компетентность учащихся и развивает их речевую активность. Осмысленное понимание учащимися родной культуры важно в процессе становления личности. Основу содержания регионального материала должны составить знания учащихся о регионе, полученные при изучении учебных предметов гуманитарного и естественного циклов. Это географические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и др. сведения о своем родном крае. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, приобрести умения осуществлять краеведческие и иные исследования. Учащимся предоставляется возможность получить и развить практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить о неразрывной связи процессов обучения и воспитания. Включение данного компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию обучающихся.

Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразныетипы занятий и виды деятельности:

1. самостоятельную работу с книгой и документом;

2.экскурсии;

3.осмотр памятников истории культуры;

4.экспедиции по родному краю;

5.ученические исследования;

6.проектную деятельность;

7.работу предметного кружка;

8.беседы и встречи с интересными людьми;

9.выступления с сообщениями, докладами на уроках,

10.научно-практические конференции;

11.краеведческие исследования природы;

12.создание видеофильма.

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, отражающий уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя). Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в параллели или в младших классах, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.

     Работу над краеведческим материалом можно начинать уже в начальной школе, так как темы обучения повторяются в последующие годы на продвинутом, расширенном уровне.

Литература:

  1. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку. //Иностранные языки в школе. -2007.-№1.
  2. Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.
  3. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. - №7.
  4. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 2008.-№1.
  5. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. - 2007.-№3.

ФОРМИРОВАНИЕ 4-К КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МИНИ-МУЗЕИ И РЕСУРСЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Автор: Н.Л. Колмогорова, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 32 г. Томска

 

Навязываемые негативные стандарты жизни отрицательно влияют на духовное и нравственное становление личности. Масштабы кризиса таковы, что общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа.

В связи с этим духовно-нравственное воспитание приобретает особую актуальность. Совершенно очевидно, что никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и общества в целом.

Музейная педагогика – это интегративная область педагогического знания (К. Фризен), обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями (А. Фогт). Это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика – посредническая миссия музея (В. Хильгерс) [3].

Ученый-практик М. Юхневич определил ее как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом обозначил культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации [5].

Современный российский исследователь Б. Столяров дал определение музейной педагогике как области научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного, духовного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды [4].

При этом, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музеев исследователи видели в формировании у ребенка способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного его в культурную сферу. Это близко задачам современной системы образования, в том числе формированию 4-К компетенций в процессе урочной и внеурочной работы. Учитывая изложенное выше, наша школа в процессе духовно-нравственного развития особое место отводит деятельности творческого и поисково-исследовательского характера, реализуемой на основе музейной педагогики. Учащиеся имеют возможность расти как личности, обсуждая ситуации, проектные идеи со сверстниками и взрослыми, а самое главное - достичь определённого результата. Они их представляют на мероприятиях разного уровня: на секциях региональных Духовно-исторических и Житийных чтений, фестивалях проектных идей и конференциях.

  Так школьниками 1- 5 классов в разные годы были представлены краеведческие мини-музеи («История Томска в фотографиях: страницы духовной жизни», «Реликвии моей семьи», «Достопримечательности Томска глазами англичан» и др.), исторические («Земля русская 1812 года», «Мой Храм: православная культура Отечества», «Помним и храним», «Многонациональный Томск: диалог культур и поколений», «Нумизматика» и др.), литературные («Герои сказок А. Волкова», «История русской письменности», «Музей истории одного слова»), географические («Мини – музей одного экспоната. Фотоотчет по итогам экспедиции школьников по Золотому Китату», «Драгоценные камни в нашей жизни»), технического творчества («Робототехника: есть идея!», «Лего-мир» и др.).

Метод создания мини-музея заимствован нами из практической деятельности музеев города Мюнхена (Германия), где музейная педагогика имеет свою давнюю историю. Учащимся интересно создавать мини-музейные комплексы своими руками, реализуя собственную идею, взгляд на события. Интерес также обусловлен некоторыми особенностями данного метода. Во-первых, дети создают мини-музеи сами в сотворчестве с родителями и учителем. Во - вторых, они лично принимают участие в оформлении выставочной экспозиции, которая представляет загадочное поле реализации проектного замысла. В - третьих, мини-музей - это зона их удивления, реализации увиденной и услышанной информации.

Учитывая, что дети все реже интересуются своей историей, не знают истоков своей семьи, не знакомятся с традициями своего рода, то это еще и широкое поле для исследовательской деятельности, знакомства с архивными материалами. Идея мини-музеев внесла новое в проведение родительских собраний, которые стали не просто мероприятиями, а приобрели формат переговорных и творческих площадок.

Экспонаты можно не только трогать, но и играть ими. Можно и даже нужно сочинять истории, придумывать игры, пополнять музей новыми экспонатами. За идеей мини-музеев пришла идея организации для учащихся творческих площадок по интересам на перемене. В поиске творчества родилась еще одна идея – организовывать театрализованные праздничные представления «Дети-детям». Все это стало возможным при расширяющемся внеаудиторном образовании в рамках курсов внеурочной деятельности в условиях введения стандартов нового поколения.                          

   Так внеаудиторное образование в нашей школе включает в себя:

  • образовательное путешествие по городу, стране, миру;
  • путешествие в природу, полевые пробы;
  • музейную педагогику;
  • библиотечные уроки;
  • заседания научного общества;
  • конкурсы и фестивали, конференции.

В нашей школе организация внеаудиторного образования осуществляется на основе музейной педагогики. Это значит, что музейные занятия разные по формату проведения:

· просто музейные развивающие экскурсии;

  • музейные гостиные с представителями духовенства, семинаристами, иконописцем, ветеранами войн, интересными людьми, писателями;
  • игровые минутки на основе музейных и краеведческих сведений (играем стихотворение);
  • дебаты;
  • мастер – классы;
  • научные конференции, чтения стихов о России, войне, городе.

Исторически сложилось, что особое место в школе занимает Музей Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии. Наиболее эффективными формами его работы являются театрализованные экскурсии, музейные уроки, музейные классные часы, конкурсы выразительного чтения, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры. Индивидуальная работа строится на основе документов, материалов архива и имеющихся реликвий в его фондах.

Таким образом, музей – это ценностный ориентир и специальный культурный механизм, благодаря которому происходит обогащение реально действующего поля культуры и осуществляется воздействие на духовно-нравственное сознание личности.

Литература

1. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. М., 2008. (дата обращения: 12.12.2019).

2. Тужикова Т. А. Использование ресурсов музейных занятий в рамках реализации инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников // Материалы XVI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» Томского государственного педагогического университета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 288–292.

3. Тужикова Т. А. Ресурсы музейной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания школьников: специфика организации и проведения музейных занятий в археологическом кабинете ТДС // Сборник по итогам XXI Духовно-исторических чтений. Томск. 2012. С. 53–60.

4. Вансалова Е. Г. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 27–42.

5. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Рос. инст-т культурологии, 2010. 137 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: