Синтаксические отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, субъектные отношения)

Тема 1. Словосочетание как синтаксическая единица.

Словосочетание - это синтаксическая единица, образованная

двумя (или более) знаменательными словами, находящимися между собой в подчинительных отношениях. Словосочетание, взятое вне предложения, является номинативной единицей: оно, как и слово, служит в этом случае для наименования предметов, действий, признаков, состояний. В словосочетании происходит конкретизация одного слова другим, в результате чего понятие, именуемое словосочетанием, становится более точным, более определенным. Конкретизируемое слово является главным, конкретизирующее - зависимым.

Разные подходы к словосочетанию:

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной.

 

Начальная форма словосочетаний определяется по начальной форме главного слова. У изменяемых частей речи начальная форма – им. п. ед. ч. У сопрягаемых глагольных словоформ начальная форма – инфинитив.

Парадигма словосочетания – это совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения. Для каждого структурного типа словосочетания существует своя парадигма.

1. Субстантивные словосочетания (главное слово – имя существительное). Парадигма состоит из парадигм падежа и числа имени существительного (12).

2. Адъективные (главное слово – имя прилагательное). Парадигма состоит из изменений главного слова по родам, числам и падежам. Начальная – форма именительного падежа, ед.ч., м.р.

3. Местоименные (главное слово – неопределенное или отрицательное местоимение). Парадигма у них только падежная.

4. С именем числительным в главной роли. Парадигма может быть шестичленная, двучленная, а может и вовсе отсутствовать.

5. Глагольные (главное слово – глагол, деепричастие или причастие). Парадигма состоит из форм изменения глаголов по наклонениям, временам, числам, лицам, родам, видам и залогам.

6. Наречные (главное слово – наречие). К таким словосочетаниям неприменимо понятие «начальная форма словосочетания».

7. С категорией состояния в главной роли. Парадигма может быть трехчленной, начальной будет форма положительной степени.

Простые и сложные словосочетания. Неоднозначные подходы к проблеме их разграничения.

По составу словосочетания могут быть простыми и сложными.

Простые словосочетания могут состоять из 2 знаменательных слов: новый дом, красивые вещи; они образуются прежде всего на основе согласования.

Простые словосочетания могут состоять также из знаменательного слова и семантически нечленимого словосочетания: юбка цвета беж, пять часов мужества, повторять изо дня в день, беседовать с глазу на глаз. К простым относятся словосочетания с двойным сильным управлением:

отдать книгу ученику, присвоить звание ученому, вдохновлять солдат на подвиг. Данный случай является трудным для анализа.

Сложные словосочетания состоят из 3 и более компонентов, причем в таких словосочетаниях возможны различные типы связи: неожиданный приход начальника, дважды повторить просьбу, стремление женщин к образованию.

В зависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности.

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы.

Типы словосочетания по морфологической природе главного слова.

Выделяют типы словосочетаний:

1. Субстантивные словосочетания (главное слово – имя существительное). Зависимые слова могут быть выражены именем существительным с предлогом и без, прилагательным, наречием или инфинитивом: окно без форточки, ветка березы, сапоги гармошкой, желание вернуться.

2. Адъективные (главное слово – имя прилагательное). Зависимые слова могут быть выражены существительными с предлогом и без в Р.п., Т.п. и Д.п., наречием или инфинитивом: сытый телом, очень скользкий, верный присяге, серый от пыли.

3. Местоименные (главное слово – неопределенное или отрицательное местоимение). Зависимые слова могут быть выражены существительными с предлогом, прилагательными: что-то детское, кто-то из строителей.

4. С именем числительным в главной роли. Главное слово может быть выражено количественным, порядковым и собирательным числительными, а зависимые – существительными мн.ч. Р.п. с предлогом и без него: оба офицера, двое в шинелях.

5. Глагольные (главное слово – глагол, деепричастие или причастие). Зависимые слова могут быть выражены любой знаменательной частью речи. Если главное слово выражено причастием или деепричастием, то иногда имеют место несколько начальных форм: бегло осмотрев, прийти проститься.

6. Наречные (главное слово – наречие, иногда наречие в сравнительной степени). Зависимые слова могут быть выражены существительным с предлогом, наречием или местоимением: вдали от родины, очень уверенно.

7. С категорией состояния в главной роли. Слова категории состояния могут распространяться наречиями, существительными или инфинитивом: очень смешно, совсем темно, нельзя потакать.

Синтаксические отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные, субъектные отношения).

Выделяют следующие виды синтаксических отношений:

1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например: тушь для ресниц, учитель химии.

    В словосочетаниях с атрибутивными отношениями зависимое слово, как правило, имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоименное прилагательное. Нередко зависимым компонентом является имя существительное. Реже в атрибутивные отношения вступают наречия и инфинитивы. Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное, крайне редко — субстантивированная часть речи.

    2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например: читать книгу, готовый к экзамену. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Например:  шить иглой.

    Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Реже это наречие или существительные со значением процессуальности. Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом –ся.

    Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Реже значение объекта несет инфинитив. Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы.

    3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.

Например: появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов.

    Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния; зависимый компонент -наречие, существительное, реже - инфинитив.

    4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Например: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия, дуб-богатырь. Здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие, но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.

    5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Например: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: