Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.)
https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf
Рекомендации к выполнению: Присылать материал в полном объеме, вставляя лишь свой материал (см. задания).
Примечание: этот материал может быть использован в отчете о практике.
В следующий раз (см. расписание) будет выслан макет индивидуального отчета с подробным комментарием и указанием сроков его сдачи.
Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.
Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).
(ЕСайт организации - рдш.рф
https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте
https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области
КС), 2017
Краткий комментарий материалов.
Данные материалы помогут начинающим вожатым стать лидером. Научат находить общий язык с детьми. Научат ответственности за свои слова и поступки. Помогут прочувствовать эту нелёгкую, но интересную и занимательную работу вожатого.
|
|
На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).
В образовательных организациях, которые не только обеспечивают организацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.
Задание 3: Воспитание – это (ссылки на отечественных педагогов)
1) Воспитание – это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. (В. А. Сухомлинский)
2) Воспитание «есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, – неплодотворно, незаконно и невозможно» (Л.Н. Толстой)
3) Воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе. (И. П. Павлов)
4) Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
5) К. Д. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности.
Задание 4: Какие качества должны быть присущи вожатому? ( 4-5-6 тезисов).
1. Вожатый – это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор;
|
|
2. Его отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.
3. Должен быть терпеливым – сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
4. Внимательным – будьте внимательным абсолютно к каждому ребенку, для детей необходимо внимание взрослого для полноценного «Я».
5. Справедливым – не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить
6. Искренним – степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте.
7. Добрым – каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении.
8. Должен быть трудолюбивым.
9. Разносторонним.
10. Понимающим – вожатый должен поддерживать детей в трудные ситуации.
Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно, надо уметь самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.
Учитывая особенности региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей; изучать отечественный педагогический опыт, что позволит преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).
Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.
Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.
Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.
Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).
Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.
Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.
Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только в детском сообществе, но и в сообществе взрослых и детей.
|
|
Список литературы:
1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.
2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58
3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.
4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.