Проблемная ситуация:
Сегодня много говорится о патриотизме, а также о необходимости совершенствования патриотического воспитания. Причин, которые побуждают к этому, можно обнаружить немало. Русский социолог Н.Я.Данилевский подмечал: «Русский патриотизм проявляется только в критические минуты. Именно такие критические минуты, правда, растянувшиеся на десятилетия, переживает Россия. В череде острейших проблем государство с запоздалым удивлением обнаружило, что происходит «постепенная утрата» нашим обществом традиций российского патриотического сознания».
Так, в последнее время внимание исследователей, экспертов, политиков все чаще привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Ведь именно она прежде всего является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны и отдельных населенных пунктов.
|
|
Проблема: Всовременном мире, а особенно молодежь утрачивает, к сожалению, качества истинного патриота. Вместо того чтобы прославлять свой город/ свою страну, питаться патриотической любовью и верностью, быть преданным своим чувствам, стараться развивать и совершенствовать свою страну/город, знать и чтить историческую память, культуру, традиции своей малой и большой Родины, главной целью молодого поколения становится накопление материальных благ, получение высокого статуса в обществе. Однако мы всё же уверены, что некоторая часть молодежи всё-таки не забывает о важной необходимости быть патриотом, как своего города, так и всей страны в целом.
В связи с этим встаёт необходимость исследовать, насколько развиты патриотические чувства у студентов Самарского государственного экономического университета, какое у них в целом патриотическое настроение, чтобы выявить долю молодых людей, считающих себя патриотами.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодежь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Она часто равнодушна к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадает чужому горю. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом, а также с малой Родиной. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. Однако в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
|
|
Объект исследования: студенты СГЭУ.
Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.
Предварительный системный анализ объекта:
· Общие факторы:
1. Патриотическое воспитание;
2. Культура, уважение и верность.
· Специфические:
1. Экономическое и социальное положение студентов;
2. Повышенная социальная активность, мобильность;
3. Получение большого потока информации ежедневно.
· Прямые факторы:
1. Наличие различных источников информации, способствующих патриотическому воспитанию: книг, песен, письменных источников, газет;
2. Состояние студентов в различных патриотических организациях.
· Косвенные:
1. Отношение студентов к патриотизму;
2. Наличие патриотических ценностей, заложенных институтами первичной социализации;
3. Отношения студентов с одногруппниками.
· Объективные факторы:
1. Социально-демографическое положение студентов;
2. Экономическое положение студентов;
3. Социальное окружение.
· Субъективные:
1. Общественно-политическая активность;
2. Вовлеченность в различные социально-политические практики.
Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.
Задачи исследования:
1. Выявить, что понимают анкетируемые под национальным/локальным патриотизмом
2. Выяснить актуальность вопросов национального/локального патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов
3. Выяснить, считают ли студенты себя патриотами страны/малой родины
4. Выяснить степень их привязанности к своей стране/ к малой Родине
5. Узнать, хотят ли они остаться жить в своём городе/в своей стране и вносить свой вклад в развитие города/страны
6. Определить, чем они гордятся, как жители страны/города
7. Выяснить, насколько хорошо они знают историю и культуру своей страны/ родного края
8. Определить, интересуются ли опрашиваемые отечественной культурой, литературой
9. Узнать, участвуют ли они в патриотических (или военно-патриотических мероприятиях), которые организовываются в стране/городе
10. Выяснить, считают ли студенты необходимым уделять внимание развитию патриотизма в их национальном/локальном масштабе
11. Выяснить, поддерживают ли они желания государственных/местных властей
12. Определить, встают ли анкетируемые на защиту памятников культурного наследия
13. Узнать, какую часть населения города/страны можно назвать истинными патриотами, по мнению опрашиваемых
Теоретическая интерпретация понятий, используемых в исследовании:
ОБЪКТЫ:
Студенческая молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (примерно от 16 до 28 лет), получающая среднее или высшее профессиональное образование.
Патриот — это человек, который любит свою большую/малую Родину, готов на подвиги во имя нее и предан своему народу.
Город – компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями.
Структура города: в материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:
· Территория
· Население
· Градообразующая сфера
· Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство
|
|
· Социальная сфера
Страна — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми.
Структура страны:
· Люди (население)
· Материальная собственность
· Интеллектуальная собственность
· Территория
Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Песня – это музыкальное произведение с вокальным сопровождением.
Структура песни:
· Вступления
· Куплета
· Припева
Университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам.
В структуру университета входят:
· Институты
· Факультеты
· Административные управления
· Филиалы
и т.д.
Локальный патриотизм — это любовь к своей малой Родине, к месту, в котором человек родился, вырос и с которым его очень многое связывает. Локальный патриотизм описывается с чувственной, психологической стороны. Он проявляется как внутреннее индивидуальное состояние человека, более индивидуален, основан на внутренних чувствах, является описательным.
Национальный патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Местная власть – это система управления городом, селом, сельской территорией, которая предназначена для их развития и защиты, для удовлетворения гражданами этой территории своих потребностей, для организации выполнения функций этой территории, в т.ч. ее обязанностей перед государством.
Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.
Структура государства:
|
|
· Законодательные органы
· Исполнительно-административные органы
· Судебная система
· Вооруженные силы
· Органы охраны общественного порядка
· Органы государственной безопасности
· Надзорно-контрольные органы
Малая Родина – населенный пункт, в котором родился человек.
Большая Родина – это страна, где человек родился и вырос.
Государственный символ — установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл.
Структура:
· государственный флаг
· государственный герб
· государственный гимн
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Структура патриотического воспитания:
· Патриотическое убеждение (знание)
· Патриотическое сознание (отношение)
· Патриотическая деятельность (готовность поступать)
Патриотическое убеждение – это первоначальные знания о своей малой/большой Родине, своей истории, которые ребенок получает в семье, школе.
Патриотическое осознание – этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение.
Патриотическое поведение – это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества/ малой Родины.
Патриотическая позиция личности – это система ее патриотических отношений.
Формы проявления и структурные компоненты:
· патриотические убеждения
· чувства
· качества
Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выражающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и отстаиваемых им патриотически ориентированных знаний и взглядов.
Патриотическое чувство – это чувство гордости за свое Отечество/ родной край, его историю, свершения.
Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции.
Составляющие:
· Любовь и преданность к своей малой/большой Родине, гордость за свой город/страну
· Желание процветания своему городу/ стране
· Знание истории своей страны/города, интерес к ней
· Любовь, уважение и верность к своему языку, культуре города/страны
Патриотические организации – организации, способствующие патриотическому воспитанию.
Патриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.
Социальное окружение – это часть окружающего мира, состоящая из людей, а также общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни.
Информативность – хорошая осведомленность в чем-либо, владение большим объемом информации.
Любовь – это способность отдавать, жертвовать.
Компоненты любви по Э. Фромму:
· Забота
· Ответственность
· Уважение
· Знание
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.
Жертвенность – это человеческая черта характера, обладатель которой способен пожертвовать чем-то, принадлежащим ему, для блага другого человека, большой и малой Родины или какого- либо дела.
Эмпирическая интерпретация понятий:
Индикаторы локального патриотизма – это информированность о:
• местной культуре
• достопримечательностях
• местных проблемах
• о планах развития
Локальный патриотизм заключается в:
• любви к своей малой Родине
• активном участии в мероприятиях, которые проводятся в городе
• знании истории своего родного края
• поддержке желаний местных властей
• интересе к местным СМИ
• бережном отношении к родному городу
Индикаторы национального патриотизма – это наличие знаний о:
• каких-либо фактов о национальной истории
• национальной культуре
• национальных традициях
Национальный патриотизм заключается в:
• любви к своей стране
• активном участии в мероприятиях, которые проводятся на национальном уровне
• знании истории своей страны
• поддержке желаний государственных властей
• интересе к государственным СМИ
• соблюдении законов страны, ее Конституции
• любви, уважении и верности к своему языку, культуре
• знании и почитании государственной символики
• бережном отношении к Отечеству
и т.д.
Гипотезы исследования:
1. В целом анкетируемые понимают под национальным/локальным патриотизмом любовь и преданность к своей стране/городу, не углубляясь в их широкое понимание
2. Данная тема, как кажется, не очень актуальна в системе ценностей студентов и вообще молодого поколения, новое поколение утрачивает качества истинного патриота в условиях глобализации
3. Вследствие этого только малая часть студентов считает себя истинным патриотом
4. Данная категория населения очень мобильна, готова переехать из своего города/страны в любое удобное время для поиска лучших условий для жизни, следовательно они не привязаны к своей малой или большой Родине
5. Чаще всего им есть чем гордиться, но они редко об этом задумываются и говорят
6. Вероятно, мало кто из них в полной мере знает историческую и культурную часть своей страны/города, уже забывают об этом;
7. Чаще всего они не интересуются даже отечественной культурой, литературой, совсем утрачивают свою патриотическую связь
8. Чаще всего они не участвуют в патриотических движениях и мероприятиях города/страны, считая это неважным
9. Полагается, что большинству важно уделять внимание патриотическому развитию и воспитанию как в локальном, так и в национальном масштабе
10. Скорее всего, студенты редко участвуют в политической жизни города/страны, не считают необходимым поддерживать желания местных властей/властей страны
11. В связи с низким патриотическим настроем, чаще всего молодому поколению всё равно на судьбу культурного наследия своего родного города/своей страны
12. Скорее всего, по мнению опрашиваемых, только незначительная часть населения либо половина является истинным патриотом своего города/страны, так как для них данная тема, как они считают, неактуальна в условиях глобализации, а имеет место для людей старшего поколения
Процедурная часть
Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – в опросе принимает участие определённая социальная группа населения Самарской области – студенты СГЭУ. Данный метод отбора выбран на основе целей и задач исследования, для которого имеет значение принадлежность опрошенных к данной социальной группе.
Стратегия исследования: аналитическая
Методология исследования: количественная
Метод сбора информации: анкетный опрос