Модели оценки эффективности образования

Существует два способа оценки вклада образования в экономическое развитие страны. В производственной функции в общем виде имеется два вида факторов – капитал и труд. В зависимости от того, к какому фактору относится образование, оно и влияет на оценку вклада в экономический рост.

Первый подход, автором которого является Т. Шульц, основан на классической производственной функции Кобба – Дугласа. Шульц ввел особый фактор роста – образование.

Модель экономического роста имеет следующий вид:

Y = AKаLbHc,

где Y – объем продукции; А – параметр функции; L, K, H – объемы труда, физического и человеческого капиталов; b, a, c – коэффициенты эластичности выпуска по этим производственным факторам.

На экономический рост среди других факторов оказывает влияние фактор накопления производственного опыта.

Автор второго подхода – Э. Денисон. В этой модели образование – качественная характеристика труда, поэтому образование повышает качества труда и таким образом влияет на экономический рост.

Модель экономического роста имеет следующий вид:

Y = AKа(LЕ)b = A*Kа * Lb * Е b,

где Е – индекс качества рабочей силы, получаемый путем взвешивания численности образовательных категорий по их относительной заработной плате.

Существуют две основные теории в определении выгод образования:

– теория человеческого капитала Г. Беккера;

– теория сигналов М. Спенса (или теория фильтров).

Согласно первой теории – теории человеческого капитала – расходы на образование представляют собой инвестиции в «человеческий капитал». Человеческий капитал – это: качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки, которые могут принести отдачу на рынке труда.

Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Получив образование, люди получают знания и умения, которые увеличивают их производительность.

Этот вывод подтверждается практикой многих стран: лица, получившие образование более высокого уровня, действительно, в среднем имеют более высокие доходы.

С экономической точки зрения, для принятия правильного инвестиционного решения каждый индивид должен сопоставить экономические издержки и выгоды каждой альтернативы. То есть посчитать альтернативную стоимость своего решения – продолжать ли ему обучение, либо появиться на рынке труда. Продолжение учебы потребует прямых дополнительных издержек. Они будут включать расходы на оплату обучения, приобретение учебных материалов, возможные дополнительные расходы, вызванные необходимостью жить вне дома, если выбранное учебное заведение находится в другом населенном пункте, и т.п. Кроме того издержками получения образования будут упущенная выгода – доходы, не полученные учащимся вследствие того, что он тратит свое время на учебный процесс, а не на зарабатывание денег.

Решения об инвестициях в человеческий капитал обладают высокой степенью неопределенности будущих индивидуальных выгод в сравнении со многими другими видами инвестиций. И это обстоятельство может побудить многих потенциальных потребителей образовательных услуг к принятию неверных решений.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Одна из квалификаций предполагает рассмотрение человеческого капитала, состоящего из трех компонентов: витальный, социальный и духовный.

Витальный капитал – это «свободная энергия», которой человек обладает с рождения. В течение жизни человек выполняет некоторую работу, утрачивая витальный капитал. Таким образом, одновременно с физиологическим старением человека происходит постепенное уменьшение витального капитала.

За счет социальных расходов государства в течение жизни человек приобретает социальный капитал. Эти расходы включают расходы на образование, здравоохранение и социальные выплаты.

Духовный капитал человек усваивает через самосовершенствование, к нему относятся совесть, порядочность, мышление, взаимопомощь. В отличие от витального капитала социальный и духовный капиталы растут со временем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: