Условиями применения адгезивных шин и шин-протезов являются достаточно высокие коронки зубов, хорошая индивидуальная гигиена полости рта и удовлетворительное состояние периапекальных тканей зубов.
По материалу изготовления адгезивные шинирующие протезы могут быть изготовлены из пластмассы, металла, металлопластмассы и металлокерамики.
Известны две методики адгезивного шинирования и протезирования.
v Одноэтапная, когда шинирование подвижных зубов и восстановление дефектов зубных рядов производят одномоментно, в полости рта пациента. Методика заключается в формировании каркаса протеза при помощи полимерных и стекловолоконных лент, а также гибких металлических лигатур армирующих композит.
v Двухэтапная, когда изготовление адгезивной ортопедической конструкции производят на модели челюсти пациента. Двухэтапная методика заключается в том, что в первое посещение подготавливают зубы пациента для размещения ортопедической конструкции протеза, получают оттиски и отливают модели челюстей. На рабочей модели производят формирование и изготовление каркаса шинирующего протеза, который специально подготавливают для адгезивной фиксации. Во второе посещение каркас адгезивной шины (шины-протеза) закрепляют в полости рта на шинируемых зубах.
|
|
Конструкции адгезивных шин и шин-протезов по продолжительности срока действия подразделяют на временные, полупостоянные и постоянные.
Ø Временные шины применяются в период обострения заболеваний периодонта до купирования локального воспалительного процесса, либо до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Изготавливаются для краткосрочной стабилизации подвижных зубов на время проведения терапевтического и хирургического лечения и рассчитаны на срок службы, от нескольких недель до нескольких месяцев.
Ø Полупостоянные шины рассчитаны на применение шинирующих конструкций на срок от 1-го месяца до 1,5 лет. К полупостоянным шинам относят шины из армированных композиционных материалов.
Ø Существует так же понятие «долговременные шины (шины-протезы)» период применения которых интерпретируют со сроком пользования в 2-3 года. Полупостоянными и долговременными адгезивными шинами могут служить конструкции встроенных шин, интегрированных в твердые ткани зуба
Вантовое шинирование
Для вантовогошинирования используют высокопрочную нить, соединяющую зубы между собой в натянутом состоянии. По периметру зубов подготавливают бороздки, через которые нить запечатывают композитным материалом. При выборе нити уделяют внимание таким характеристикам, как прочность на разрыв, адгезия с композитом, минимальная толщина (для удобства прохождения между зубами). Важно, чтобы она имела окраску, близкую к цвету зуба, что упрощает маскировку.
|
|
Армирующую нить включают в состав шины для того, чтобы усилить соединение зубов композитами. Перед полимеризацией нить максимально натягивают, поэтому шинируемые зубы приобретают большую устойчивость. По данным лабораторных и клинических испытаний, прочность шины увеличивается в 2-3 раза.
Показания и противопоказания к вантовомушинированию
Вантовоешинирование выполняют при подвижности зубов или их травматической перегрузке. Существует несколько противопоказаний к этой процедуре. Ее не проводят при полном разрушении тканей периодонта, а также если гигиеническое состояние полости рта пациента характеризуется как неудовлетворительное.
Требования к шинированию
Шинирование выполнено правильно при соблюдении таких условий:
o подвижность зуба ограничена во всех направлениях;
o шина обеспечивает высокую прочность и надежную фиксацию к зубам;
o она оказывает минимальное травматичное воздействие накраевой пародонт и твердые ткани;
o обеспечивает свободный доступ к зубодесневой борозде;
o в конструкции нет ретенционных пунктов, где могла бы скапливаться пища;
o образовалась гармоничная функциональная окклюзия;
o шина выглядит эстетично, способна к трансформации и реставрации.
Разновидности вантовых шин
Вантовые шины бывают однорядными и двухрядными.
Однорядные.
Используются для шинирования участков с предположительной умеренной жевательной нагрузкой, например на нижних передних зубах. Также они подходят для всех случаев подвижности 1-2 степени.
Самая популярная однорядная схема – «восьмерка». Для шинирования используется нить, охватывающая каждый зуб в ряду попеременно с оральной и вестибулярной стороны. Нити пересекаются в межзубных промежутках и образуют восьмерки, а каждый зуб оказывается охвачен с оральной и вестибулярной сторон. За счет захвата и скручивания свободных концов обеспечивается достаточное натяжение нити.
Двухрядные.
Применяются в случае предположительно высоких разрушающих напряжений, например для верхних передних зубов, при подвижности 2-3 степени, при наличии концевых дефектов.
Для двухрядногошинирования необходимо две нити. Их можно использовать в виде двух параллельных рядов «восьмерок». Для фронтальных зубов целесообразно использовать «скрытую» двухрядную схему. Первый ряд в пришеечной области выполнен в форме «восьмерки», а второй – прокладывается по бороздке в оральной поверхности в области режущего края (отступ – не менее 1 мм).
Техника вантового шинирования
Этап 1. Наложение коффердама.
Коффердам накладывают до или после препарирования зубов. Он необходим, чтобы исключить попадание в операционное поле слюны, десневой жидкости и выдыхаемого воздуха повышенной влажности.
Этап 2. Очищение поверхности от налета.
Удаление твердых и мягких зубных отложений необходимо выполнить перед препарированием – до или после наложения коффердама. С этой целью используют специальные абразивные пасты и щетки. Предварительно специалист рекомендует пройти курс профессиональной гигиены полости рта.