Вергелес Г. И., Денисова А. А.
В31 Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 256 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 978-5-496-01749-7
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование». В пособии представлены технологии обучения младших школьников, без овладения которыми выпускник бакалавриата не может стать успешным учителем начальной школы. Учебно-методическое пособие адресовано как студентам бакалавриата, готовящим себя к профессиональной деятельности в сфере начального образования, так и учителям начальных классов, всем, кто заинтересован в повышении качества начального образования.
12+ (В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.)
ББК 74.26я7
УДК 373.3 (075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-496-01749-7 |
© ООО Издательство «Питер»,
2017 © Серия «Учебное пособие», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................... 9
Раздел 1, Дидактика начального образования................... 11
1.1. Предмет дидактики......................................................... 11
Этапы дидактического исследования.............................. 14
1.2. Цели современного начального обучения..................... 16
1.3. Психолого-педагогический анализ процесса обучения 19
1.4. Закономерности и принципы обучения......................... 26
1.5. Содержание обучения..................................................... 31
1.6. Методы обучения............................................................ 37
1.7. Формы организации обучения....................................... 45
1.8. Диагностика образовательной деятельности учащихся 53
Подумайте, поразмышляйте................................................ 57
Раздел 2. Технологии начального обучения....................... 59
2.1. Технологии формирования предметных учебных действий... 59
Технологии обучения....................................................... 59
Умственные и учебные действия........................................... 61
Классификация умственных (учебных) действий.......... 61
Технологии формирования предметных учебных действий.... 63
Подумайте, поразмышляйте................................................ 72
2.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова............ 73
Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме
соотношения обучения и развития.................................. 73
Особенности содержания образования в дидактической
системе Л. В. Занкова...................................................... 75
Принципы дидактической системы общего развития.... 75
Свойства методической системы.................................... 76
Основные организационные формы................................ 76
Характер взаимодействия учителя и учащихся
в дидактической системе Л. В. Занкова.......................... 77
Оценка продвижения в развитии.................................. …77
УМК системы Л. В. Занкова........................................ …77
Подумайте, поразмышляйте............................................. …78
2.3. Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина-
В. В.Давыдова....................................................................... 79
Цели обучения.................................................................. 79
Принципы развивающего обучения
Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова....................................... 81
Содержание обучения........................................................... 82
Особенности методов и приемов.................................... 82
Особенности урока.......................................................... 83
Характер взаимодействия учителя и учащихся............. 83
Показатели развития........................................................ 84
Критика теории................................................................ 84
УМК системы В. В. Давыдова- Д. Б. Эльконина............ 85
Подумайте, поразмышляйте................................................ 85
2.4. Технология проблемного обучения............................... 86
Сущность проблемного обучения.......................................... 86
Этапы познавательной деятельности
в условиях проблемной ситуации................................... 88
Технология проблемного обучения................................ 90
Педагогическая ценность использования проблемного
обучения.......................................................................... 93
Подумайте, поразмышляйте................................................ 93
2.5. Технология проектного обучения.................................. 95
Актуальность использования технологии проектного
обучения в начальной школе........................................... 95
Виды проектов в обучении.............................................. 96
Этапы проектной деятельности....................................... 97
Значение использования проектной деятельности
в обучении........................................................................ 98
Подумайте, поразмышляйте............................................... 100
2.6. Технология формирования учебной деятельности
младших школьников (Г. И. Вергелес).............................. 102
Учебная деятельность, ее отличительные признаки.... 102
Технология формирования УД..................................... 106
Показатели и уровни сформированное™ УД............... 106
Подумайте, поразмышляйте............................................... 107
2.7. Технологии формирования универсальных
учебных действий школьников........................................... 109
Задачи формирования универсальных учебных действий
на ступени начального образования.............................. 109
Понятие УУД.................................................................. 110
Виды УУД....................................................................... 111
Условия формирования УУД......................................... 114
Критерии сформированное™ УУД............................... 115
Подумайте, поразмышляйте............................................... 115
2.8. Технология формирования общих творческих
способностей младших школьников.................................. 117
Необходимость формирования общих творческих
способностей в процессе обучения............................... 117
Общие и специальные творческие способности........... 118
Психолого-педагогические условия формирования
общих творческих способностей................................... 119
Этапы формирования общих творческих способностей 119
Подумайте, поразмышляйте............................................... 120
2.9. Технология формирования содержательной оценки
у младших школьников (III. А. Амонашвили)................... 122
Недостатки использования отметки в процессе обучения 122
Эталон как образец выполнения задания, его свойства 123
Поэтапное формирование содержательной оценки
у младших школьников.................................................. 123
Подумайте, поразмышляйте............................................... 125
2.10. Информационно-коммуникационные технологии
обучения младших школьников......................................... 126
Основные понятия и задачи использования
информационно-коммуникативных технологий........... 126
Виды ИКТ....................................................................... 127
Возможности использования ИКТ в начальной школе 128
Условия успешности использования ИКТ на уроке..... 130
Подумайте, поразмышляйте............................................... 131
2.11. Технология использования групповых форм
учебной работы................................................................... 132
Актуальность использования технологии
групповой работы........................................................... 132
Особенности организации групповой работы............... 132
Технология использования групповой работы.............. 134
Педагогическая ценность использования
групповой работы........................................................... 135
Подумайте, поразмышляйте............................................... 135
2.12. Игра в обучении младших школьников..................... 137
Необходимость использования игры в обучении
младших школьников..................................................... 137
Сущность дидактической игры, ее функции................. 137
Основания для классификации игр.............................. 138
Деятельность учителя по отбору, руководству
и проведению дидактических игр в начальной школе. 140
Педагогическая ценность использования
дидактической игры в обучении младших школьников 141
Подумайте, поразмышляйте............................................... 141
2.13. Технологии дифференцированного подхода.............. 143
Сущность дифференцированного подхода................ 143
Виды дифференциации.................................................. 143
Технология педагогической поддержки детей,
испытывающих трудности в учении..................................... 145
Подумайте, поразмышляйте...................................... 146
2.14. Здоровьесберегающие технологии в обучении
младших школьников.......................................................... 147
Актуальность разработки и применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших
школьников................................................................. 147
Принципы здоровьесберегающих технологий обучения 148
Особенности урока, реализующего здоровьесберегающие
технологии...................................................................... 149
Подумайте, поразмышляйте............................................... 150
Приложения.............................................................................. 151
Приложение 1. А. И. Раев. Управление умственной
деятельностью младшего школьника..................................... 151
Приложение 2. Н. Ф. Талызина. Общая характеристика
типов ориентировочной основы действия.............................. 154
Характеристика основных этапов процесса усвоения........... 155
Приложение 3. А. И. Раев. Принципы и сущность
программированного обучения..................................................... 158
Приложение 4. Фрагмент программированного задания...... 161
Приложение 5. Структура конкретных учебных действий... 162
Приложение 6. Н. В. Нечаева. Л. В. Занков о методической
системе начального обучения................................................. 164
Приложение 7. Д. Б. Эльконин. Психология обучения младшего
школьника................................................................................ 168
Приложение 8. Е. В. Поль. Урок в системе развивающего
обучения.................................................................................. 171
Приложение 9. И. Я. Лернер. Зачем учителю дидактика...... 179
Приложение 10. М. И. Махмутов. Научные основы
проблемного обучения................................................................. 182
Приложение 11. Е. Г. Новолодская. Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных
образовательных технологиях).............................................. 185
Приложение 12. Т. В. Смолеусова. Проекты по математике
как методическая инновация................................................... 188
Приложение 13. Г. И. Вергелес. Этапы формирования
учебной деятельности............................................................. 192
Приложение 14. А. А. Денисова, И. С. Толомеева. Мониторинг уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников.... 207
Приложение 15. О. В. Санвальд. Целенаправленное развитие коммуникативных умений у тревожных
младших школьников.............................................................. 210
Приложение 16. Г. И. Вергелес, А. И. Раев. Творческие
способности как предмет психолого-педагогического
исследования.......................................................................... 214
Приложение 17. Е. Н. Квасюк. Формирование у младших школьников положительного отношения к гипотетичности
как творческой способности...................................................... 219
Приложение 18. Е. Н. Квасюк. Пути формирования операционного компонента способности к гипотетичности
у младших школьников.............................................................. 221
Приложение 19. Ш. А. Амонашвили. Обучение. Оценка.
Отметка....................................................................................... 225
Приложение 20. В. Д. Шадриков, И. С. Шемет. Информационные технологии в образовании:
плюсы и минусы......................................................................... 231
Приложение 21. Л. В. Симонова, Т. В. Зинченко. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях
реализации нового образовательного стандарта..................... 234
Приложение 22. И. М. Витковская. Организация
сотрудничества младших школьников в учебном процессе... 237
Приложение 23. Г. А. Цукерман. Цели организации
совместной учебной работы самих детей................................ 238
Приложение 24. А. В. Миронов. Игра как средство реализации принципа преемственности дошкольного
и начального образования......................................................... 241
Приложение 25. Г. И. Вергелес, А. А. Денисова,
А. А. Казакова. Неуспеваемость младшего школьника:
причины, диагностика, предупреждение, преодоление........... 245
Приложение 26. О. А. Граничит. Проблемы устойчивого развития на современном этапе развития начального
общего образования.................................................................. 250
Приложение 27. Г. В. Бородкина. Как сохранить здоровье
ребенка (Поиск решения проблемы).................................. 252
Литература по дисциплине «Технологии обучения».............. 255
Введение
Термин «технология» применительно к образовательному процессу стал использоваться сравнительно недавно, с конца XX в.
Педагогические технологии возникают лишь тогда, когда появляется подкрепленная научными исследованиями и востребованная педагогической практикой возможность проектировать образовательный процесс с использованием рациональных алгоритмических подходов для достижения планируемых результатов образования.
Будучи составной частью педагогики, технологии обучения исследуют наиболее оптимальные пути его построения, предлагая направления научно обоснованного конструирования образовательного процесса.
В настоящее время разработано множество различных педагогических технологий. В процессе профессиональной подготовки будущий учитель начальных классов должен овладеть наиболее эффективными из них, повышающими качество обучения, позволяющими достигать гарантированных результатов в более короткие временные сроки. Именно овладение технологиями обучения даст возможность успешно реализовать Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Изучение технологий обучения позволяет понять особенности технологий обучения как дидактической категории, их место в структуре дидактики как науки о теории обучения, соотнесенность понятий «метод обучения» и «технологии обучения», осознать сущность и преимущества имеющихся технологий как важнейшей составляющей профессиональной подготовки, освоить основы педагогического мастерства. В ходе изучения данной дисциплины появляется видение места технологий в организации процесса обучения, преимуществ, которые дает владение технологиями, умение осознанно их выбирать в соответствии с конкретными задачами обучения, разумно сочетать с традиционными подходами в обучении.
В пособии анализируются идеи, теоретические основы, на которых базируются те или иные технологии обучения. Знание теоретических положений, на которые опирается определенная технология, делает педагога более свободным в ее практическом использовании в реальном процессе обучения.
Рассматриваемая дисциплина позволяет овладеть общепредметными, инвариантными технологиями обучения младших школьников, использование которых не зависит от особенностей содержания каждого учебного предмета начальной школы.
Овладение структурой деятельности по использованию отдельной технологии дает возможность увидеть, что успешность использования любой технологии обучения требует специальной работы, которая призвана вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности у учащихся начальных классов, что какой бы эффективной ни была технология, успех ее применения обеспечивает вызванное учителем желание младшего школьника включиться в деятельность, овладеть способом действий.
Выполнение действий, составляющих сущность технологии, должно стать для младших школьников субъективно значимым, поскольку только мотивированный человек достигает оптимального результата деятельности.
В процессе изучения дисциплины у студентов должно появиться понимание того, что использование той или иной технологии в процессе обучения решает свои конкретные задачи, у каждой технологии своя целевая установка. Выбор технологии, целесообразность ее использования в процессе обучения - прерогатива учителя.
В пособии представлены материалы, которые помогут студентам выделить главное в изучаемой дисциплине, сфокусировать внимание на основных ее положениях, научиться использовать технологии в работе с младшими школьниками и в конечном итоге овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.
Раздел 1
Дидактика