Подготовительный этап:
♦ определение темы исследования, ее актуальности на основе изучения трудностей, противоречий в школьной практике, предварительного знакомства с литературой;
♦ анализ литературы по теме исследования;
♦ определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования.
Диагностический этап:
♦ разработка программы констатирующего эксперимента;
♦ проведение констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах;
♦ обработка полученных результатов.
Этап проведения опытно-экспериментальной работы:
♦ разработка программы формирующего эксперимента;
♦ проведение его в экспериментальных группах;
♦ определение критериев успешности нововведений.
Этап итоговой диагностики:
♦ проведение второго констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах;
♦ обработка полученных результатов.
Этап подведения итогов проведенной работы:
♦ сравнение и обобщение результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах на первом и втором срезах;
♦ соотнесение полученных результатов с гипотезой;
♦ формулировка выводов, установление эффективности проведенного исследования;
♦ оформление полученных результатов.
Чтобы воплотить идею, проверить гипотезу, важно подобрать адекватные методы и методики исследования.
Рис. 3. Методы дидактических исследований
Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе можно представить в виде следующих моделей:
Рис. 4. Модели взаимосвязей в обучении
В начальной школе важно обеспечить постепенный переход от субъект-объектной модели к субъект-субъектной, превращающей младшего школьника в субъекта учебной деятельности.
Ребенок, поступивший в школу, не сразу становится объектом педагогического воздействия.
Объектом педагогического воздействия учащийся становится в том случае, если происходящие с ним изменения соответствуют целям педагогического воздействия.
Человек становится субъектом той или иной деятельности, поведения, если приобретает такие черты личности, которые позволяют ему:
♦ самостоятельно ставить социально и личностью значимые цели;
♦ прогнозировать результаты;
♦ определять пути и способы их достижения;
♦ активно осуществлять реальную деятельность;
♦ вносить необходимые коррективы в деятельность;
♦ осознавать изменения, происходящие с предметом деятельности и им самим;
♦ критически оценивать степень соответствия изменений целям деятельности (А. И. Раев).
Принципы взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения:
♦ управлять обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов;
♦ проявлять веру в возможности и перспективы развития каждого школьника;
♦ сотрудничать со школьниками в процессе обучения;
♦ быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство (III. А. Амонашвили).