Особенности используемых в системе Л. В. Занкова организационных) форм обучения:
♦ урок (познание детей расширяется; постоянное переплетение новых знаний с ранее полученными; гибкая структура — выстраивание процесса познания от ученика, обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями, коллективным поиском и т. п.);
♦ экскурсии (проводятся систематически; столь же значимы в обогащении знаниями, что и урок);
♦ домашние учебные задания (имеют разнообразное содержание; вызывают живой интерес, поэтому не являются источником перегрузки).
Характер взаимодействия учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова
Взаимодействие учителя и обучающихся предполагает:
♦ уважение к личности ребенка;
♦ создание условий, при которых у каждого есть успех;
♦ предоставление возможности для индивидуального развития всех учащихся (опора на их сильные стороны);
♦ особая доверительная атмосфера на уроке (дети не должны бояться задать вопрос, допустить ошибку, поделиться своими чувствами);
♦ значение использования в учебном процессе личного опыта детей, их собственных оценок;
♦ создание творческой атмосферы;
♦ сотрудничество на уроке.
Оценка продвижения в развитии
В качестве показателей общего психического развития рассматриваются:
♦ уровень развития наблюдательности;
♦ уровень мыслительной деятельности;
♦ уровень практических действий.
УМК системы Л. В. Занкова
УМК системы Л. В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
♦ Обучение грамоте и чтению — Азбука (авторы: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец).
♦ Русский язык (автор: Н. В. Нечаева).
♦ Литературное чтение (2 линии: авторы: В. Ю. Свиридова, 11. А. Чуракова. Автор: В. А. Лазарева).
♦ Математика (2 линии: авторы: И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина (1-й класс) и И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. И. Корм и шина (2-4-й класс). А втор: А. Г. Ванцян (1-й класс)).
♦ Окружающий мир (авторы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).
♦ Технология (авторы: II. А. Цирулик, Т. Н. Преснякова).
♦ Музыка (автор: Г. С. Ригина).
Подумайте, поразмышляйте
1. Какой из принципов в системе Л. В. Занкова, по вашему мнению, труднее всего реализовать в процессе обучения?
2. Сопоставьте особенности методической системы Л. В. Занкова (приложение 6) с уже известными вам технологиями. Есть ли общее в их построении?
3. Прочитайте фрагменты уроков, проведенных по системе Л. В. Занкова (приложение 6). Увидели ли вы что-то новое для себя? Что именно?
4. Как вам кажется, реализуются ли в современном начальном обучении принципы, сформулированные Л. В. Занковым?
Концепция развивающего обучения д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
ПЛАН
1. Цели обучения.
2. Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
3. Содержание обучения.
4. Особенности методов и приемов.
5. Особенности урока.
6. Характер взаимодействия учителя и учащихся.
7. Показатели развития.
8. Критика теории.
9. УМК системы В. В. Давыдова-Д. Б. Эльконина.
Цели обучения
В 60-е гг. XX в. научный коллектив под руководством психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина в ходе исследования установил, что традиционное начальное образование:
♦ не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников;
♦ не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь воспитывает и закрепляет те психические функции, которые начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. д.);
♦ не использует резервы интеллектуального развития ребенка.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
существует более 50 лет. С 1995/1996 учебного года она является государственной системой начального образования. Развивающее обучение "о системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова было внедрено в практику школьного обучения и получило всестороннюю интерпретацию в работах Л. И. Айдаровой, С. Ф. Жуйкова, А. К. Марковой, А. 3. Зака, В. В. Репкина Г. Г. Граник и др.
Концепция развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова нашла свое отражение в теоретических трудах, разработанных учебных планах и программах, учебниках для начальной школы, методических пособиях для учителей.
В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин предложили перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.
В. В. Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной! разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному:
♦ от общего к частному;
♦ от абстрактного к конкретному;
♦ от системного к единичному.
Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим, а само обучение - развивающим.
Основу развивающего обучения составляют теоретические знания, теоретическое мышление, которое:
♦ возникает в результате мыслительного анализа, содержательного абстрагирования и обобщения;
♦ связано с исследованием природы самих понятий;
♦ возникает как мысленное преобразование предметов, отношений, |связей;
♦ позволяет вскрыть, установить связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понять ее сущность;
♦ существует в форме способов умственной деятельности, а также обобщенных способов действий.
Эмпирическое мышление — вид мышления, начальная ступень; познания, основанная на обобщении чувственно воспринимаемых, наглядно приведенных свойств и отношений, направленная на расчленение и сравнение свойств предметов с целью выделения общности и придания ей формы понятия, приводящая к первичным обобщениям на основе опыта.
Теоретическое мышление вид мышления, направленный на выявление всеобщего отношения, построение теоретических моделей, создание теорий, на выделение основного противоречия в решаемой задаче, исследуемой ситуации, разрешение такого противоречия приводит к формированию способа действия, позволяющего решать целые классы задач.