1. Можно ли утверждать, что использование проблемного обучения способствует развитию школьников? Почему?
2. Прочитайте приложение 9. Покажите, какие методы обучения, по мнению И. Я. Лернера, лежат в основе овладения учащимися опытом творческой деятельности как элементом содержания образования.
3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, найдите или смоделируйте 2-3 проблемных ситуации, которые можно! использовать в обучении младших школьников.
4. Опираясь на подходы М. И. Махмутова (приложение 10), опишите особенности деятельности учителя и учащихся по разрешению одной из подобранных вами ситуаций.
5. Когда вы были на практике, удалось ли вам увидеть уроки с использованием проблемного обучения? Расскажите, как это было.!
6. Как вы думаете, любят ли дети уроки, на которых используете проблемное обучение? Почему?
7. Можно ли весь процесс обучения в начальной школе строить, с использованием проблемного обучения? Почему?
Технология проектного обучения
|
|
ПЛАН
1. Актуальность использования технологии проектного обучения в начальной школе.
2. Виды проектов в обучении.
3. Этапы проектной деятельности.
4. Значение использования проектной деятельности в обучении.
Актуальность использования технологии проектного обучения в начальной школе
Метод проектов возник в начале XX в. в США. Его появление связано с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. X. Килпатрика.
В России идеи проектного обучения появились практически в то же самое время. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована группа сотрудников, активно использовавшая проектные методы в практике обучения.
В современных условиях возрастает значение использования проектной деятельности в обучении, поскольку специалисту в любой области деятельности важно не только иметь хорошую идею, но и видеть механизм ее реализации, создавать и представлять конечный продукт.
Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками вид творческой деятельности по решению значимых для них проблем. В проекте органически слиты теория и практика, его выполнение предполагает не только постановку и решение определенной умственной задачи, но и ее практическое выполнение.
Метод проектов как дидактическая категория - это способ достижения дидактической цели с помощью системы приемов и средств, направленных на самостоятельное или коллективное решение учащимися той или иной проблемы с обязательной презентацией результатов их Работы.
|
|
Проектное обучение — организация деятельности учащихся, которая направлена на проектирование, которое предполагает получение конкретного (практического) результата и его публичное представление.
Проектная деятельность учащихся — это совместная творческая (учебно-познавательная или игровая) деятельность, направленная на создание проекта, решение проблемы, связанной с жизнью и значимой для его участников. Технология проектной деятельности помогает обучающимся овладеть целеполаганием и планированием деятельности] самоанализом и рефлексией.
Виды проектов в обучении
Проекты, используемые в обучении, разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям:
I. По количеству участников:
а) индивидуальные (самостоятельные);
б) групповые.
II. По предметному содержанию:
а) монопредметные;
б) межпредметные.
III. По продолжительности:
а) мини-проекты, укладывающиеся в один урок;
б) краткосрочные;
в) среднесрочные;
г) долговременные.
IV. По характеру контактов:
а) внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) международные.
V. По основному виду деятельности:
а) исследовательские;
б) информационные;
в) творческие;
г) игровые;
д) практико-ориентированные.
Этапы проектной деятельности
Осуществление проектной деятельности процесс длительный, он предполагает следующие этапы:
Подготовительный.
• Знакомство с общим замыслом работы, создание положительной мотивации.
• Выбор темы проекта.
• Определение цели работы.
• Формулирование гипотезы.
• Определение задач, которые помогут достичь цели.
• Самостоятельное планирование действий по решению проблемы.
Основной.
• Самостоятельный поиск информации, ее отбор и обработка.
• Разработка проекта. Планирование и организация деятельности.
• Осуществление деятельности. Выполнение собственных исследований.
• Подготовка вывода по проделанной работе.
• Оформление работы.
Итоговый.
• Публичное предъявление результатов, защита проекта (результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы).
• Самооценка результатов.