III. А. Амонашвили предложил формировать у учащихся умение оценивать учебную деятельность в три этапа:
♦ оценочная деятельность педагога;
♦ коллективная оценочная деятельность;
♦ самостоятельная оценочная деятельность школьников.
1-й этап — оценочная деятельность педагога:
♦ безэталонная стадия (учитель не дает никаких образцов, а лишь эмоционально оценивает работу);
♦ стадия включения эталонов (оценочные суждения педагога нося развернутый характер);
♦ эталонная стадия (оценочная деятельность педагога принимав свернутый вид; школьник способен сам оперировать эталонами! вести самоконтроль и самооценку).
2-й этап — коллективная оценочная деятельность:
♦ коллективный выбор эталона;
♦ коллективное определение, выдвижение, формирование эталонов;
♦ становление общественного мнения в классе (процесс формирования таких эталонов, как идеалы, точки зрения, морально-этические и эстетические ценности), организация коллективной оценочной активности школьников.
|
|
Особенности коллективной оценочной деятельности:
♦ оценка строится на основе оптимистического, уважительного отношения к товарищу, доброжелательной критики и высказывания пожеланий, как улучшить работу;
♦ эталон создается и принимается всеми как общественная норма;
♦ способы соотнесения результата с эталоном устанавливаются также всеми;
♦ вырабатываются определенные нормы оценочных суждений (своеобразные эталоны);
♦ вырабатываются личностные позиции, точки зрения, оценки;
♦ накапливается личностный опыт контроля и оценки, самоконтроля и самооценки;
♦ образуется личностная установка внимательного отношения к критике, замечаниям одноклассников.
3-й этап — самостоятельная оценочная деятельность школьника:
♦ оперирование определенными эталонами;
♦ оперирование оценочными суждениями;
♦ содержательная оценка работ одноклассников;
♦ активное включение оценочного компонента в свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Подумайте, поразмышляйте
1. Прочитайте отрывок из работы Ш. А. Амонашвили (приложение 19). Как вам кажется, позволяет ли описанная технология реализовать личностно-гуманный подход в обучении? Почему реализация предлагаемой технологии начинается с безэталонной стадии?
2. В настоящее время в первом полугодии первоклассникам не выставляют отметок. Почему?
3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, покажите, какими могут быть конечные и вспомогательные эталоны при выполнении различных заданий.
4. Хотели бы вы в своей деятельности использовать технологию формирования содержательной оценки III. А. Амонашвили? Почему?
|
|
5. Если бы вам предложили во всех классах начальной школы не использовать отметки как инструмент оценки деятельности учащихся, вы согласились бы? Почему?
Информационно-коммуникационные технологии обучения младших школьников
ПЛАН
1. Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникационных технологий.
2. Виды ИКТ.
3. Возможности использования ИКТ в начальной школе.
4. Условия успешности использования ИКТ на уроке.
Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникативных технологий
Можно выделить следующие ориентиры информатизации образования в государстве:
♦ Расширение доступности образования за счет применения ин формационных и коммуникационных технологий.
♦ Изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов.
В широком смысле информационно-коммуникационные технологии совокупность методов, производственных процессов и программ но-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способ программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией.
Как отмечают Е. И. Виштынецкий и А. О. Кривошеее, использован применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей цель реализацию следующих задач:
♦ поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
♦ поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
♦ реализация принципа индивидуализации учебного процесса пи сохранении его целостности.
Виды ИКТ
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (Игушева И. А.):
1. По решаемым педагогическим задачам:
♦ средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
♦ средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
♦ вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
♦ комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
♦ информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
♦ интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции, вебинары);
♦ поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации электронные и информационные ресурсы
делятся на ресурсы:
♦ с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
♦ с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
♦ с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
|
|
♦ с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
♦ с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
♦ урочные;
♦ внеурочные.
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
♦ технология асинхронного режима связи — off-line;
♦ технология синхронного режима связи — on-line.
Обучающие компьютерные программы по целям и задачам подразделяются на:
♦ консультирующие;
♦ иллюстрирующие;
♦ программы-тренажеры;
♦ учебные игровые программы;
♦ программы формирования умственных действий;
♦ программы обучающего контроля;
♦ программы проблемного обучения.