Приложение 10. М. И. Махмутов. Научные основы проблемного обучения

...Психологическая теория деятельности считает, что мышление начинается с проблемной ситуации, с проблемы. Проблемная ситуация — этоинтеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действии. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

От простого к сложному, доступность материала для понимания ученика, необходимость связи обучения с жизнью и т. д. все это лишь условия успешной деятельности ученика. Закономерности познавательной (мыслительной) деятельности не учитывались в принципах и правилах организации учебного процесса, хотя в практике они действовали в силу диалектической связи всех явлений, процессов действительности Вопрос с затруднениями, нестандартная задача всегда вызывали проблемную ситуацию, но педагоги не могли сознательно ее использовать поскольку теоретического объяснения сути, эвристической функции еёв дидактике не было.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация — проблема -- поиск способов ее решения — решение проблемы.

Стремление учителя построить процесс учения школьника с учетом этапов познавательной деятельности меняет логику этого процесса, появляется новая схема, новый принцип организации процесса oбучения. Поскольку мышление начинается при столкновении человека с проблемой, основу проблемного обучения составляют систематически и преднамеренно создаваемые учителем проблемные ситуации.

Полный цикл умственных операций (действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

♦ возникновение проблемной ситуации, осознание сущности за­труднения и постановка проблемы;

♦ нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснования гипотезы;

♦ доказательство гипотезы;

♦ проверка правильности решения проблемы.

Познавательная деятельность учащихся может считаться самостоя­тельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самосто­ятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требуют активного умственного поиска.

Возьмем простейший случай: усвоение нового правила математики в 1 классе. Учащимся даются примеры типа: 2 + 6 =?  Зная способы сложения и вычитания, они без затруднений решают: 2 + 6 = 8.

Убедившись, что ученики успешно применяют ранее изученные способы действия, учитель дает и другой пример: х + 6 = 9. Первокласс­ники еще не знают способа решения такой задачи, поэтому они не могут сразу решить ее, они в затруднении (создалась проблемная ситуация).

Учащиеся формулируют проблему, т. е. сами анализируют проблем­ную ситуацию и словесно выражают сущность возникшего затруднения.

Учитель: Что же тут неизвестно?

В ответ на его вопрос ученики формулируют свою проблему: неиз­вестно первое слагаемое, неизвестно, как его найти. (Поставленная про­блема в принципе может решаться тремя путями: известным способом решения, путем догадки, путем логического анализа. Чаще всего приме­няется третий, ценный тем, что обуславливает доказательство истины.)

Учащиеся выдвигают предположения, т. е. ищут, сами пытаются догадаться о способах решения проблемы (сформулированной ими самими или учителем) или выдвигают предположения о них.

Теперь надо найти способ решения сформулированной выше про­блемы.

Учитель: Давайте искать неизвестное слагаемое.

Ученики: Надо к 9 прибавить 6. Нет, надо отгадать неизвестное слагаемое.

Здесь мы видим два предположительных способа решения проблемы, выдвинутых первоклассниками, но не обоснованных.

Ученики обосновывают выдвинутые ими (или подсказанные учителем) предположения как гипотезу.

Третий ученик: Надо не прибавлять, а 6 отнять от 9, потому что 9… это сумма двух слагаемых.

Здесь мы видим не только выдвижение третьего предположен! но одновременно и обоснование его как гипотезы («потому что 9…).

Учащиеся сами доказывают выдвинутую ими (или учителем) гипотезу и затем (или одновременно) проверяют, правильность решение проблемы.

В нашем примере остается доказать гипотезу вычислением и проверить правильность решения проблемы (на других примерах):

х + 6 = 99 6 = 33 + 6 = 9 х = 3

х + 4 = 77 - 4 = 33 + 4 = 7 и т. д.

Затем учащиеся сами выводят новое правило: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое». Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникают в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высший уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации (как в нашем примере) сам формулирует проблему, выдвигает предположения, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы. Решение проблемы - это результат анализа новых фактов с опорой на прежние знания, это результат до­казательства истинности того или иного положения.

Таким образом, процесс проблемного обучения делится на этапы, последовательность которых предопределена логикой мыслительного процесса, а отправной точкой является проблемная ситуация.

(Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. С. 26 -35.

Текст приведен в сокращении)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: