Вопрос №2. Стороны общения

Тема №7: «Психология общения»

Время: 0,75 ч.

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с психологической сущностью процесса межличностного общения, видами и сторонами общения.

Основные категории: общение; коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения; перцептивная сторона общения.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие общения.

2. Стороны общения.

 

Ход проведения

Введение.

Данная лекция посвящена одной из ведущих категорий психологической науки – категории общения. Категория общения как самостоятельный объект исследования выделилась относительно недавно. Однако, ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки.

Вопрос №1. Понятие общения.

Общение является важнейшей категорией психологии. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии, психологии личности, педагогической психологии и в социальной психологии. В конфликтологии и социологии общение занимает центральное место, потому что порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать категорию «общение» с понятием «деятельность». При этом общение рассматривается как вид деятельности, как сторона деятельности и как ее продукт. Ряд ученых (Б.Ф. Ломов, А.А. Реан и др.) считают, что общение может выступать в качестве самомотивированного процесса, основой котрого выступает аффилиация.

Потребность в общении – аффилиативная потребность (мотив) – не является врожденной. Она формируется в жизненной практике межличностных отношений – определенной системе реальных отношений личности с другими людьми, группами людей, имеет эмоциональную основу, и актуализируется и удовлетворяется только в общении.

Общение – это

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, которое вызвано потребностями в совместной деятельности и направлено на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров;

- процесс установления и развития контактов между людьми, которые порождаются их потребностями в совместимой деятельности;

- взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение как процесс имеет определенную структуру, которую определяют: цель, субъекты, содержание, средства.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, средство удовлетворения различных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Содержание общения – это информация, которая в межличностных контактах передается от одного индивида к другому (сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии, информация о состоянии внешней среды и так далее).

Средства общения – то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения, способы кодировки, передачи, переработки и расшифровки информации, которой обмениваются в процессе общения. Средства общения непосредственно зависят от культуры человека, уровня его развития и воспитания.

В самом процессе общения участвуют, как минимум, два субъекта: субъект общения, который передает информацию, выступает в качестве коммуникатора, субъект, который принимает информацию, – реципиента.

Общение выполняет определенные функции, к которым принадлежат в первую очередь:

· коммуникативная – связь человека с окружающей средой во всех формах деятельности;

· информационная – осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В ходе общения обеспечивается получение, сохранение и передача информации;

· когнитивная – заключается в осознании воспринятых значений (благодаря мышлению, воображению, фантазии). Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремления к взаимопознанию, раскрытием психологических качеств личности;

· эмотивная – заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания повторно отражаются в виде взаимоотношений: симпатии – антипатии, любви – ненависти и так далее. Данные взаимоотношения определяют социальнопсихологический фон взаимодействия;

· креативная – связана с творческим преобразованием действительности;

· функция самоопределения в общении заключается в выделении своего "Я" и формировании представлений субъекта о себе самом на основе собранной информации.

Виды общения:

в зависимости от контингента участников:

· межличностное общение определяется содержанием и целями деятельности конкретных лиц;

· личностно-групповое общение происходит, когда одну из сторон представляет личность, а другую – группа (например, лектор – аудитория);

· межгрупповое общение предусматривает участие в этом процессе двух или более групп, каждая из которых может отстаивать собственную позицию, стремиться к достижению собственных целей, или же все группы могут сотрудничать в решении общих проблем;

по содержанию:

· материальное (обмен продуктами);

· когнитивное (обмен знаниями);

· кондиционное (обмен психическим или физиологическим состоянием);

· мотивационное (обмен побуждениями);

· деятельностное (обмен действиями, операциями);

по целям:

· биологическое (для поддержки жизнедеятельности организма);

· социальное (расширение межличностных контактов, развитие личности индивида);

по средствам:

· непосредственное (руки, голосовые связки);

· опосредованное (естественные: палка, камень; культурные: телефон, печать, радио, знаковые системы);

· прямое (личные контакты);

· непрямое (через посредников);

по продолжительности:

· кратковременное - общение, возникающее в результате ситуационных потребностей деятельности и ограничивающееся решением конкретных заданий (консультация, обмен впечатлениями);

· долговременное общение – это более-менее устоявшееся взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, обмен развернутой информацией относительно предмета общения.

Стороны общения:

- коммуникативная (обмен информацией между участниками);

- интерактивная (взаимодействие обмен не только словами, но и действиями, поступками);

- перцептивная (восприятие общающимися друг друга).

Вопрос №2. Стороны общения.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.д. Все это рассматривается как обмен информацией.

Передача любой информации возможна лишь с помощью знаков, точнее знаковых систем. По данным американского психолога Альберта Меграбяна, только 7% содержания информации передается значением слов, 38% определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% - мимикой и жестами.

Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю подразделяют еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика-экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Вербальную коммуникацию обеспечивает использование речи.

Речь – особая и самая совершенная форма общения, присущая только человеку, это форма существования знаний, которая служит средством общения, форма обратного отражения действительности и форма существования мышления.

В речевом общении участвуют две стороны тот, кто говорит – коммуникатор и тот, кто слушает – реципиент. Коммуникатор подбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции. Реципиент воспринимает речь, так или иначе, понимает выраженную в ней мысль. Ясно, что и у коммуникатора и у реципиента должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является национальный язык.

Коммуникативная функция речи включает средства выражения и средства влияния. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений – существует вместе с жестами, мимикой и т.д. Речь выражает эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому она обращена. Эмоционально-выразительные компоненты проявляются в ритме, паузах, интонациях, модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах.Функция влияния - одна из основных функций речи. Человек говорит для того, чтобы влиять, если не непосредственно на поведение, то на сознание других людей. Речь имеет социальное назначение, она является средством общения.

Различают следующие виды речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую.

Диалогическая речь является последовательной сменой коммуникативных ролей.

С точки зрения передачи и восприятия значения сообщения (коммуникатор – сообщение – реципиент) речь асимметрична. Для коммуникатора значение информации предшествует процессу кодировки (высказыванию), поскольку он сначала имеет определенный замысел, а потом воплощает его в систему знаков. Для реципиента значение принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Точность значения высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда происходит смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превращается в коммуникатора и своими высказываниями показывает как он понял сказанное.

Содержание общения заключается в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей, друг на друга. Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и др.

Как уже отмечалось выше, передача информации при коммуникации происходит вербальными (от лат. verbalis – «словесный»)и невербальными способами общения.

Невербальная коммуникация:

- оптико-кинетическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее выразительно воспринимаемое свойство общей моторики, разных частей тела (руки – жестикуляция, лицо – мимика, поза, походка – пантомимика). Эта общая моторика разных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает различные нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при применении, например, одних и тех же жестов в разных национальных культурах;

- паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков являются также «приложениями» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – тембр голоса и его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также других средств (покашливание, плач, смех, темп речи);

- визуальное общение («контакт глаз») новая область исследований. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации;

- проксемика – это специальная область, которая занимается нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э.Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Исследование дистанции между общающимися получило название проксемика (от англ. proximity – «близость»). Автор учения о проксемике – американский антрополог Э. Холл - в 1969 году издал книгу «Молчаливый язык», в котором указал, что каждый человек воспринимает пространство вокруг своего тела как какую-то личную территорию.

Выделяют четыре четких пространственных зоны:

1. Интимная зона (от 0 до 46см). Из всех зон эта – самая главная, поскольку именно эту зону человек оберегает, как свою собственность. В эту зону разрешено проникать только лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это – супруги, дети, родители, близкие друзья.

2. Личностная зона (от 46см до 1,2м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы присутствуем на официальных приемах, дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей – например, слесаря-сантехника, электрика, нового сотрудника на работе и людей, которых мы не очень хорошо знаем.

4. Публичная зона (более 3,6м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобно находиться именно на таком расстоянии от аудитории. Проксемическое поведение включает взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники конструктивной деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.

А. Пиз (председатель компании «Пиз Трейнинг Корпорейшн») замечает, что каждый человек требует от других уважения его личностного пространства и готов защищать его. Массовое скопление людей в больших городах, на концертах, в транспорте, приводит к неминуемому вторжению в интимные зоны друг друга и, соответственно, вызывает агрессию. Для избежания этого, по мнению А.Пиза, существуют неписанные правила поведения людей в условиях массового скопления, например, в транспорте, лифте:

· ни с кем не следует разговаривать, даже со знакомыми;

· нельзя пристально смотреть на других;

· лицо должно быть полностью бесстрастным – никакой демонстрации эмоций;

· если у Вас в руках книга или газета, Вы должны быть погружены в чтение;

· чем теснее в транспорте, тем более сдержанны должны быть ваши движения.

Как уже было сказано, для обеспечения понимания информации во время общения участники должны использовать одну и ту же знаковую систему. Особенность передачи информации между людьми заключается в том, что она формируется, уточняется и развивается. При этом в сознание партнера по общению попадает не вся информация, которая передается. В результате исследований установлено: если всю задуманную человеком информацию принять за 100%, то вербализуется ее прблизительно 89%. Одновременно другой человек слышит приблизительно 70%, а понимает – 60-50%. В памяти же остается приблизительно 24% полученной информации. По мнению доктора социологических наук, профессора, академика Международной академии информационных технологий В.П. Шейнова, люди очень часто не понимают друг друга потому, что у них не совпадают репрезентативные системы. До пяти – семи лет ребенок воспринимает мир с помощью визуальной (зрительный анализатор), аудиальной (слуховой анализатор), кинестетической систем. Именно поэтому детские воспоминания остаются на всю жизнь. В дальнейшем развитии для личности становится подавляющим тот или иной канал восприятия (визуальный, аудиальной или кинестетической). Спектр физического мира, который является доступным человеку для восприятия с помощью какого-то органа чувств, называют модальностью.

Для эффективного процесса трансляции и ретрансляции информации в ходе общения выступает потребность научиться распознавать модальность партнера. Умения дифференцировать внешнюю информацию развиваются с практикой. Как отмечает Шейнов, 35% людей являются визуалами. Они часто жестикулируют при разговоре, взгляд направлен собеседнику в глаза и вверх, речь быстрая и громкая. При попытке вспомнить что-то они расскажут, как это выглядело. Слушают собеседника на дистанции.

Аудиалы вспоминают слова, характеристики голоса, звуки. В глаза собеседнику смотрят редко. Их взгляд направлен в одну сторону и вниз. Они не смотрят на партнера, а, чтобы лучше слушать, подставляют ухо. Их речь выразительна, темп ее ровный, голос мелодичный. По мнению специалистов, носителей репрезентативной аудиальной системы приблизительно 20%. Более 45% людей являются кинестетиками. Для восприятия внешней информации для них важны тактильные ощущения. Внутренняя кинестетика представляет чувства, эмоции, внутренние ощущения и т.д. Когда кинестетики слушают партнера, они садятся рядом, при этом взгляд направлен вниз. Кроме названных систем, В.П. Шейнов выделяет еще такой тип репрезентативной системы, как дигиталы. Он называет их «рационалистами», потому что левое полушарие мозга у них является доминантным при мышлении и восприятии. Благодаря аналитическому типу мышления много дигиталов среди таких профессий, как программисты, юристы, шахматисты и т.д. Внутренний диалог при общении создает им имидж отстраненности. Дигиталы углублены в свои мысли. Им нужно много времени для принятия решения в сравнении с визуалами, которым для этого хватает несколько секунд. При общении дигитал смотрит «сквозь» собеседника, голос у него при этом монотонен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: