При воспитании ловкости используются следующие методические подходы.
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности (изменение исходных положений, выполнение знакомых движений в различных сочетаниях, включение дополнительных движений). Обладая большим запасом двигательных навыков, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход находит большое применений в спортивных играх и, в частности, на волейболе.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Эти способности основаны на мышечной чувствительности («чувство времени», «чувство дистанции», «чувство мяча»).
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Тоническая напряженность снимается упражнениями в растягивании, разнообразными маховыми движениями конечностей в расслабленном состоянии, плаванием, массажем, тепловыми процедурами. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы) устраняется формированием установки на расслабление в нужные моменты во время выполнения движений.
Для развития координационных способностей используются следующие методы:
1) стандартно-повторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.
Метод стандартно-повторного упражнения. Овладеть сложными двигательными действиями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения имеет более широкое применение. К нему относят:
а) использование различных исходных (бег из положения приседа, упора лежа) и конечных положений (бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);
б) изменение отдельных характеристик двигательного действия (прыжки в длину с места в полсилы и в полную силу, изменение скорости движения по внезапному сигналу);
в) изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т.п.;
г) «зеркальное» выполнение упражнений (освоение упражнений в левую и правую стороны, левой и правой рукой);
д) выполнение освоенных двигательных действий после сбивающего воздействия на вестибулярный аппарат (выполнение передач мяча после кувырков, вращений).
Игровой и соревновательныйметоды используется с применением дополнительных заданий, предусматривающих выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями.
Требования к развитию координационных способностей на волейболе.
В ходе игры неожиданно возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального осуществления решений.
Выполнение целого ряда технических приемов в безопорном положении (нападающий удар, блокирование, передача в прыжке, передача в падении) требует высокого развития ловкости, проявляемой в хорошей работе вестибулярного аппарата.
Упражнения, направленные на развитие ловкости требуют больших усилий и значительного психического напряжения, поэтому их рекомендуется выполнять в начале основной части занятия, интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности, они не должны вызывать значительного утомления.