Тема: Теоретические основы компетентностного подхода в обучении

1.Понятия «компетенция» и «компетентность» в трактовке различных исследователей.

2.А.В.Хуторской о компетенциях и компетентностях.

3. Общая характеристика профессиональных и ключевых компетентностей.

4.Характеристика ключевых компетентностей по И.А.Зимней.

5.Задачи школы по формированию компетентностей.

         Цель-Ознакомление студентов с теорией компетентностного подхода в начальном образовании. Формирование разносторонних профессиональных качеств будущего педагогического менеджера, способного на высоком уровне решать проблемы современного начального общего образования.

        

 

Сущность понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход».

    Рассмотрим различные подходы исследователей к определению понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход».

Что такое компетенция? Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность. Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.

    Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

    Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

    По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».[2;37]. Бермус, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций Электронный ресурс. / О.М. Бермус. Режим доступа: http://www. tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php.

    М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

    А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.

    О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределённости». [27;8] Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. - № 5. - С. 3-12.

    И.А.Зимней понятие «компетентность» трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». [16;48] Зимняя, И.А. Компетентность человека новое качество результата образования Текст. / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. - М.Уфа, 2003.

    По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность — это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть. [39;58] Шишов, С.Е. Компетентный подход к образованию: прихоть или необходимость? Текст. / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№2.-С. 58.

              Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция —совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [36;67] Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» Электронный ресурс. / А.В. Хуторской. Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet/htm.

    Проведенный анализ литературы по теме позволил охарактеризовать понятие компетентности как обобщенную способность обучающегося к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как «качество владения», способность личности к активному, ответственному, жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. Это осведомленность, наличие у человека необходимых знаний и способностей, позволяющих анализировать, делать выводы и принимать активные решения, рационально и эффективно действовать по их реализации. Это понятие связано с давно существующим понятием готовности, и можно сказать, что компетентность – это готовность очень высокого уровня к осуществлению какой-либо деятельности.

    Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкреплённые практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.

    Компетенции подразделяют на профессиональные и ключевые.

    Проявление профессиональных компетенций ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности человека. Профессиональные компетенции подразделяют на базовые, или сквозные компетенции, которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные компетенции, применение которых ограничено рамками определённой профессии, специальности.

    Важнейшие базовые компетенции:

· предметная- готовность к деятельности по преобразованию различных предметов, например: знаковых систем, химических веществ, сырья и материалов, знаний и умений и др.;

· методологическая - готовность использовать различные методы деятельности;

· технологическая - готовность к использованию различных технологических процессов;

· менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер;

· предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.

    Функциональные компетенции не имеют особых названий и формулируются как функции конкретного типа профессиональной деятельности.

    Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, и представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

    Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества.

    Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетенций является одной из центральных для обновления содержания образования.

    Формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

    А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

    С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:ценностно-смысловые, общекультурные, учебно- познавательные, информационные, коммуникативные, социально- трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

       И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):

· компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

· компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

· компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

· компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

· компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

· компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

· компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

· компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

· компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

· компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

· компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

· компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

· компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

    Анализ литературы по теме позволил нам сделать вывод том, что ключевых компетенций достаточно много, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

· информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

· коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

· кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

· проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

    Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др. Из них же состоят и комплексные ключевые компетенции (социальная, семейная, гражданская, личностная), представляющие собой определённую социальную роль (соответственно, члена общества, семьянина, гражданина и личности).

    Под ключевыми компетенциями младшего школьника подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.

    Таким образом, ключевые компетенции, обладая интегративной природой, вбирают в себя ряд близкородственных знаний, умений, навыков, объединяют интеллектуальную и навыковую составляющие образования.

    Опираясь на исследования учёных (Тришина С. В., Хуторского А. В., Краевского В.В.), можно выделить следующие группы ключевых компетенций, предполагающих умения: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: