Этап обработки и интерпретации. Подготовка заключения

 

Обработка результатов обследования как правило, применяется в отношении количественных методов измерения. Она осуществляется посредством подсчета «сырых» и стандартизированных баллов.

Так называемы «сырые баллы» представляют собой первичные показатели, вычисляемые согласно методике расчёта результатов. Например, количество совпадений ответов испытуемого в тесте способностей с указанным разработчиком ключом. Если методика или процедура содержит несколько шкал, то сырой балл рассчитывается для каждой из них. Для методик, предполагающих наблюдение, анкетирование или собеседование, разработчик указывает критерии начисления баллов и способы их фиксации в бланке. При отсутствии такой информации методика не может использоваться.

Перевод (пересчет) «сырых баллов» в стандартизированные, является вторым этапом обработки результатов. Эта процедура позволяет сравнить результаты обследуемого с результатами других лиц, а также сопоставить несколько результатов, полученных разными методиками.

Пересчёт сырых баллов в стандартизированные производится посредством специальной «конверсионной» таблицы. В ней, разработчик указывает способ соотнесения «сырых» и стандартизированных баллов. Важно соблюдать правила стандартизации, в том случае, если существует выбор показателей для нескольких групп обследуемых (мужчин, женщины, или разных возрастов). Следует выбрать показатели максимально приближенные к его половым, возрастным и культурным характеристикам.

В практике работы психолог может использовать собственные стандартизированные показатели. Это является наиболее желательным, поскольку позволяет максимально полно учитывать специфику организации, вид деятельности и другие условия. Психологический смысл подобных норм в более точном отборе персонала. Для расчета подобных норм необходимо применять выборку, размером не менее 100 человек, соответствующих полу и возрасту обследуемых. Конечно, нормы могут рассчитываться в том числе и для стандартизированных анкет, бесед и прочих коммуникативных техник.

Интерпретация результатов обследования. Этап и нтерпретации предполагает объяснение полученных результатов, построение выводов, диагноза и формулирование заключения.

Основанием для интерпретации выступают результаты расчета стандартизированных баллов не только по отдельным шкалам, но их сочетаниям. В случае применения нескольких инструментов, интерпретация может обобщать их результаты. При интерпретации результатов обследования используются два основных подхода – клинический и статистический. Их сопоставление проводится в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Сопоставление клинического и статистического подходов
к интерпретации результатов обследования

Критерий Клинический Статистический
Источник информации для оценки Описание типов поведения, проявлений свойств, качеств Описание нормативных показателей, профилей, средних и отклонений
Характер информации Качественная: речевая деятельность, способы мышления, стратегии поведения Количественная, цифровая
Вид сопоставления Логико-семантический Математико-статистический

 

Сопоставление подходов показывает, что клинический подход опирается на профессиональный опыт специалиста, статистический зависит от объективной, количественной информации об проявлениях исследуемого психологического явления.

Прогностическая ценность клинического подхода определяется способностью к анализу опыта, интуиции и креативности специалиста диагноста. В противовес ему, прогнозирование в статистическом подходе опирается на математические модели регрессионного и детерминационного анализа.

Можно говорить об эффективности клинического и статистического прогноза в их разумном сочетании. Поскольку, в целом, точность и надежность статистического подхода выше, чем клинического его применение должно использоваться в отношении типичных ситуаций. Клинический подход более эффективен по отношению к нетипичным ситуациям, дефиците диагностической информации, необходимой для принятия решения.

Кроме того, клинический подход применив ситуации комплексного описания психологического явления, определении причин и факторов возникновения проблемы. Наконец, в исследовании качественными методами – например – наблюдении, беседы, проективной диагностике, качественной оценке процессов мышления клинический подход в интерпретации результатов является основным. Можно заключить, что оптимальным будет является сочетание статистического и клинического подходов, а не их противопоставление. Так, при интерпретации результатов сочетание подходов может обеспечиваться следующим образом. Статистический подход предполагает определение уровня полученных результатов на основе сопоставления с данными других обследований. Для этого могут использоваться следующие приемы:

1)  качественный, предполагающий сравнение результатов без применения каких-либо статистических методов;

2) расчёт интегрального показателя по всей совокупности методик и определение полученного ранга в целом;

3) разработка профиля обследуемого и сопоставление его с «идеальным» профилем, разработанным на основе экспертных оценок;

4) сравнение результатов обследуемого с предварительно распределенными на группы результатами тестирования прошлых лет.

Клинический подход применим при дополнении выводов, полученных от статистического анализа посредством сопряжения с другими источниками информации об обследуемом. В частности, результаты оценки можно сопоставить с нормативными данными, экспертными оценками руководителей, других сотрудников, специалистов по оценке и т.п.

Подготовка заключения. Завершающий этап психодиагностического обследования предполагает построение диагностических заключений. Выделяются три способа подготовки заключений: симптоматический, этиологический, типологический.

Симптоматическое заключение фиксирует полученные опрошенным результатов в терминах соответствия/отклонений. Например, делается вывод о соответствии уровня интеллекта нормативным показателям, типа характера определенному описанию и пр. Такой вид заключения не содержит аналитической и прогнозной части и, как правило, используется при проведении массовых обследований, на предмет наличия определенного явления, выраженности определенного состояния и пр. К, примеру, диагностика социально-психологического климата может сводится к заключении о благоприятном климате без дальнейшей детализации.

Этиологическое заключение предполагает объяснение причин явления. Например, установив снижение климата в подразделении, исследователь формулирует предположение о возможных причинах этого явления, опираясь на механизм его измерения. При использовании методики социометрия, вывод о неблагоприятном климате может быть сделан из-за отсутствия взаимных выборов участников коллектива. Убедившись в этом, психолог может выдвинуть предположение об отсутствии взаимных выборов как вероятной причине нарушений климата. Рассуждая дальше, специалист предлагает программу коррекционных действий, которая повлияет на взаимопонимание и повысит частоту взаимных выборов. Таким образом, этиологическое заключение оценивает причины диагностированного уровня или состояния психологического явления, при этом оно опирается на закономерности измерения или выявленные факты. Специалист рассматривает эти закономерности или факты в качестве «мишеней» для своего преобразующего воздействия.

Третий вид заключения – типологический является наиболее глубоким и комплексным. Здесь специалист отходит от описания причин в сторону типических проявлений данного явления. Например, считая, что неблагоприятный климат в подразделении может влиять на другие показатели совместной деятельности, состояние и самочувствие его участников. Таким образом, психодиагност переходит к оценке влияния полученных результатов на связанные с ними психологические явления. В данном случае заключение специалиста завершается разработкой программы психокоррекционных действий, выходящих за пределы нарушений конкретных параметров, и охватывающих субъекта, подвергшегося диагностике.

Оформление заключения. При подготовке заключения специалист должен определить перечень включаемой в него информации. Типичная информация предполагает описание следующих параметров обследования: даты и времени, цели обследования; методов и методик, способах обработки (количественный, качественный анализ), информацию о решениях в однозначной формулировке (при проведении обследования на пригодность - «пригоден / не пригоден»); информацию о возможностях и ограничениях использования результатов тестирования.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в общеупотребимых а не специальных терминах и понятиях. Представляются не, результаты диагностики посредством методик исследования, а их комплексная психологическая интерпретация. В практике тестирования персонала существует два типа выводов, относящихся к двум основным этапам интерпретации.

Выводы первого типа основываются на общем представлении о терминологии оценивания, знании психологических явлений и, фактически отражают результаты проведенного исследования. Например: «обладает высоким уровнем интеллекта», «не имеет выраженных лидерских качеств», «мотивация к успеху – средняя».

Выводы второго типа основываются на клиническом подходе к интерпретации результатов обследования. Они опираются опыт и компетентность специалиста, знание закономерностей поведения обследуемых, получивших подобные характеристики. Например: «с обязанностями руководителя не справится из-за отсутствия способности к распределению задач между сотрудниками», «в деятельности водителя будет успешен, при условии отсутствия монотонных поездок», «в экстремальной ситуации будет допускать ошибки в учете информации от окружающих, опираться на собственные представления».

К заключению могут приобщаться:

 – описания полученных результатов в виде профилей, показателей шкал, параметров и т.д. (с информацией о критериальных значениях);

– содержательная интерпретация результатов в терминах психологических инструментов;

– диаграммы и графики и другие формы визуализации;

– выводы и рекомендации (например, индивидуальные и/или групповые экспертные заключения, письменные отчеты).

Контрольные вопросы

1. Какие этапы психодиагностической процедуры являются основными?

2. Какие действия необходимо провести психологу, осуществляющему планирование диагностического исследования?

3. В каких целях осуществляется сбор диагностической информации?

4. Какую информацию должен получить диагност, наблюдая за опрашиваемым в ходе обследования?

5. В чем заключаются последствия низкой прогностической валидности методики?

6. С какой целью собираются L-, Q- и Т-данные?

7. Чем следует руководствоваться подбирая психодиагностического исследования?

8. Зачем проводится перевод «сырых» баллов в стандартизированные?

9. Какие приемы следует использовать, готовя текст заключения?

10. Чем отличаются типы выводов в психодиагностическом исследовании?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: