Измерительный метод. Этот метод основан на информации, получаемой с использованием измерительной техники. Основным достоинством измерительного метода является объективность. Показатели качества, которые определяются измерительным методом, выражаются в конкретных величинах: миллилитрах, метрах, граммах, градусах, процентах и т.д. Недостатком этого метода является сложность и длительность некоторых измерений, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов.
Основные разновидности измерительного метода:
1) Механические методы исследования используют для определения гибкости, твердости, эластичности, вязкости, которые требуются для характеристики потребительских свойств продовольственных и непродовольственных товаров.
2) Физические методы используют для определения физических свойств товаров: термических, оптических, электрических и др.
В товароведении используют такие физические методы: оптическая и электронная микроскопия, спектроскопия, рентгеноскопия, электрометрия, рефлектометрия, термометрия, хроматография и др.
|
|
3) Химические методы используют для определения химического состава продовольственных и непродовольственных товаров, отношение к действию различных реагентов, окружающей среде.
4) Биологические методы применяют для характеристики биохимических, биологических и микробиологических свойств товаров органического происхождения.
Регистрационный метод. Этот метод основан на использовании информации, полученной путем подсчета числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Например: при опытной носке обуви или одежды регистрируется количество дней до заданного износа, при испытании холодильника, телевизора – количество отказов за определенный период работы и т.д.
Расчетный метод. В основе метода лежит информация, полученная расчетным путем. Показатели качества рассчитываются с помощью математических моделей (формулам). Этим методом пользуются при расчете безотказности, долговечности, пористости хлеба и т.д.
Методы с использованием эвристических способов оценки
Органолептический (сенсорный) метод. Этот метод основан на информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса). При этом возможно использование технических средств (лупы, микроскопа).
Органолептический метод широко используется при исследовании качества продовольственных и непродовольственных товаров.
К достоинствам органолептического метода следует отнести его доступность и простоту.
Используются следующие методы:
· Сравнительная оценка: товар, образец, пробу сравнивают с эталоном и делают выводы.
|
|
· Балльная оценка – распространенный метод оценки качества продовольственных и некоторых непродовольственных товаров. Она позволяет объективно оценить результаты. Суть балльной оценки в том, что каждому показателю качества конкретного товара присваивают постоянное количество баллов. Сегодня в Украине и других странах используются от 10-, 20-, 30-, 50-, до 100-балльной системы.
При построении балльной системы устанавливается шкала скидок для каждого показателя в зависимости от вида имеющегося порока, оставшиеся баллы суммируют. На основании полученной суммы баллов образец относят к тому или иному товарному сорту. Например, для оценки твёрдых сычужных сыров принята 100-балльная система:
Вкус и запах | 45 |
Консистенция, обработка и внешний вид | 25 |
Цвет теста | 5 |
Рисунок | 10 |
Внешний вид | 10 |
Упаковка и маркировка | 5 |
Всего | 100 баллов |
Сыр относится к высшему сорту, если получит общую оценку 87-100 баллов, в том числе по вкусу и запаху - не менее 37, к 1-му сорту, если общая оценка его составит 75—86 баллов, по вкусу и запаху - не менее 34. Сыр с оценкой ниже 75 баллов считается нестандартным.
· Метод последовательности – суть метода в том, что оцениватели должны расположить беспорядочно предоставленные пробы по порядку увеличения интенсивности определенного показателя качества либо по ее снижению.
· Метод разведения – суть этого метода в том, что товар разводят нейтральным продуктом, а еще лучше дистиллированной водой, до наименьшей концентрации, при которой органолептически определяется минимальное количество веществ, которые способны раздражать соответствующие органы чувств.
Экспертный метод. Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов. Достоверность результатов оценки экспертным методом зависит от компетенции и квалификации экспертов, а также от уровня организации работы экспертной комиссии.
Экспертная комиссия обычно состоит из двух групп – экспертной и рабочей. На экспертную группу возлагается проведение непосредственной экспертной оценки, на рабочую – выполнение организационно-технической работы экспертной комиссии.
Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов: товароведов, дизайнеров, конструкторов, технологов и т.д.
В Украине независимую товароведную экспертизу проводят Торгово-промышленная палата Украины, Центр метрологии и стандартизации Госстандарта Украины, Киевский научно-исследовательский институт питания, Государственный комитет по делам защиты прав потребителей.
Социологический метод определения показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических и потенциальных потребителей. Сбор информации осуществляется различными путями посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, организации выставок-продаж, выставок-дегустаций, конференций, аукционов, проведением ярмарок, базаров и т.д. Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации. Социологические методы широко используют в товароведной практике: для определения значения показателей качества товаров народного потребления, изучения спроса и решения других вопросов.