Демографическая проблема

План изучения

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

 

Глобальная проблема Доказательства существования проблемы Пути решения
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Накопление средств массового уничтожения в мире. Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры.
2. Экологическая проблема. Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. Рост числа ООПТ. Очистные сооружения. Создание безотходных технологий. Рациональное размещение «грязных производств».
3. Демографическая проблема. Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. Активная демографическая политика. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
4.Продовольствен-ная проблема. Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. Интенсивный путь развития сельского хозяйства.
5. Энергетическая и сырьевая проблема. Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. Использование достижений НТР. Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Политика ресурсосбережения.

 

Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема?

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»

Библия. Бытие.гл7№2

Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).

Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?

Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.

Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

Итак первая глобальная проблема мира  – проблема мира и разоружения

Демографическая проблема

Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:

Много нас – людей – на белом свете.

Маются серьёзные умы:

В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!

Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст

Города вступают как нарывы.

Очень много, слишком много нас!

Много нас!

Учёный бомбу хвалит.

Много нас!

Эсминец рвёт волну.

Много!..

Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.

Что значит много нас? Сформулируйте проблему.

Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: