КРИМИНАЛИСТИКА
Для бакалавров 3 курса дневное обучение гр.311, 312, 313 (преподаватель Ялышев С.А.)
Задание на семинарское занятие по разделу
«Допрос и очная ставка»
Проверка остаточных знаний по предыдущим темам:
Тема 13. Понятие, система и задачи криминалистической тактики, ее роль в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
1. Не является предметом криминалистической тактики:
1) {тактика следственных действий};
2) {принятие тактических решений};
3) {тактика оперативно-розыскных мероприятий};
4) {тактика обыска}.
Сочетание следственных действий или тактических приемов в рамках одного следственного действия, детерминированных единой задачей, называется:
1) {тактической комбинацией};
2) {комбинированным следственным действием};
3) {тактическим решением};
4) {тактической рекомендацией}.
3. Совокупность организационных, оперативно-розыскных и следственных действий проводимых с целью решения конкретной задачи расследования называется:
|
|
1) {тактическим решением};
2) {тактической комбинацией};
3) {оперативно-тактической операцией};
4) {тактическим приемом}.
4. Основные требования, предъявляемые к тактическим приемам:
1) {законность, научная обоснованность, эффективность, доступность};
2) {обоснованность, простота, наглядность};
3) {научность, доходчивость, экономичность};
4) {законность, наглядность, обоснованность}.
5. Выбор цели воздействия на следственную ситуацию и приемов ее достижения называется:
1) {тактической рекомендацией};
2) {тактическим решением};
3) {тактической комбинацией};
4) {тактическим приемом}.
6. Обстоятельства, формирующие следственную ситуацию:
1) {информация о преступлении, которой располагает следователь, неиспользованные источники доказательств, временные и материальные ресурсы};
2) {временные и материальные ресурсы, содержание методики расследования, опыт работы следователя};
3) {криминалистическая характеристика преступления, особенности личности преступника, информация о преступлении, которой располагает следователь};
4) {неиспользованные источники доказательств, наличие разработанных приемов исследования доказательств, содержание методики расследования}.
Тема 15 Планирование расследования преступлений и роль в нем криминалистических версий.
1. Версии, содержащие предположения о характере события преступления, в целом называются:
1) {типичные};
2) {частные};
3) {общие};
4) {детальные}.
2. Версии, содержащие предположения об отдельных обстоятельствах события преступления называются:
1) {общие};
2) {частные};
|
|
3) {детальными};
4) {типичными}.
3. Основанием для построения версий являются:
1) {любые фактические данные, полученные процессуальным и оперативно-розыскным путем};
2) {только фактические данные, полученные процессуальным путем};
3) {только фактические данные, полученные оперативно-розыскным путем};
4) {только фактические данные, полученные из криминалистических учетов и архивных материалов}.
4. Методы познания, используемые для построения версий:
1) {измерение, описание, анализ, синтез};
2) {анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия};
3) {наблюдение, измерение, аналогия};
4) {аналогия, наблюдение, дедукция, синтез}.
5. Правила проверки версий:
1) {одновременная и параллельная проверка};
2) {последовательная проверка};
3) {разновременная проверка};
4) {все ответы правильные}.
6. К принципам планирования расследования относятся:
1) {индивидуальность, динамичность, реальность, конкретность }
2) {законность, научность, индивидуальность, своевременность };
3) {научность, конкретность, законность, наглядность };
4) {индивидуальность, законность, динамичность, не повторяемость }.
7. Элементами планирования расследования являются (выбрать правильные и указать их в логической последовательности):
1) {составление плана расследования, построение версий, способы проверки версий, применение технико-криминалистических средств};
2) {изучение информации о преступлении, выдвижение версий, выведение следствий из версий, определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определение исполнителей и сроков исполнения запланированных мероприятий };
3) {составление схем документооборота, товарооборота, преступных связей, составление плана расследования, построение версий};
4) {изучение информации о преступлении, определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий}.
8. Перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при планировании расследования конкретного преступления обусловливается:
1) {криминалистической характеристикой преступления};
2) {видом преступления};
3) {характером следственной ситуации};
4) {характеристикой личности преступника}.
9. Обстоятельства, определяющие очередность следственных действий при планировании:
1) {возможность быстрого производства, сложность организации, возможность одновременной проверки нескольких версий};
2) {необходимость изъятия следов, которые могут быстро исчезнуть, значительные временные затраты на производство следственного действия, возможность одновременной проверки нескольких версий};
3) {сложность организации, необходимость решения вопроса об аресте, экономичность по времени производства};
4) { экономичность по времени производства, необходимость изъятия следов, которые могут быстро исчезнуть, сложность организации}.
Тема 19. Тактика следственного осмотра и освидетельствования.
1. Сущность следственного осмотра заключается:]
1) {в непосредственном восприятии и изучении объекта осмотра};
2) {в изъятии доказательств};
3) {в установлении личности преступника};
4) {в установлении личности потерпевшего}.
2. Осмотр места происшествия подразделяется на следующие этапы (укажите в логической последовательности):
1) {подготовительный, рабочий, заключительный};
2) { подготовительный, исследовательский, заключительный};
3) { начальный, рабочий, заключительный};
4) { рабочий, подготовительный, заключительный}.
3. Прием осмотра места происшествия при движении от периферии к центру называется:
1) {фронтальный};
2) {концентрический};
3) {линейный};
4) {эксцентрический}.
4. Основной способ фиксации хода и результатов осмотра места происшествия:
|
|
1){фотографирование};
2) {протоколирование};
3) {изготовление копий и слепков следов};
4) {вычерчивание планов и схем}.
5. Целями следственного освидетельствования являются:
1) {установление на теле следов преступления и особых примет};
2) {установление тяжести телесных повреждений};
3) {установление повреждений одежды};
4) {все ответы правильные}.
6. Прием осмотра места происшествия от центра к периферии применяется:
1) {при большой площади осмотра};
2) {при отсутствии видимого скопления следов в одном месте};
3) {при наличии видимого наибольшего скопления следов в одном месте};
4) {при наличии нескольких видимых скоплений следов в разных местах}.
7. Какой наиболее рациональный способ осмотра большого участка лесопарковой зоны с целью обнаружения места сокрытия похищенных вещей:
1) {от центра к периферии по спирали};
2) {от периферии к центру по спирали};
3) {по узлам};
4) {по квадратам, обозначенным флажками}.
8. Прибыв на место происшествия по факту обнаружения трупа, следователь установил, что труп находится в темном подвальном помещении. Действия следователя:
1) {вынести труп в более удобное и светлое место};
2) {обзорно осмотреть труп в имеющихся условиях, а затем вынести в более удобное место для тщательного осмотра};
3) {детально осмотреть труп в месте обнаружения, создав максимально возможное освещение};
4) {не осматривать труп на месте обнаружения, отправив его на экспертизу, где затем и осмотреть}.
Для контроля полученых знаний по теме семинарского занятия ответьте на слующие вопросы:
Тема 22. Тактика допроса и очной ставки
1. Сущность допроса заключается:
1) {в проверке имеющихся доказательств, установлении личности допрашиваемого};
2) {в изобличении подозреваемых, обвиняемых};
3) {в получении новых доказательств, оценка их значимости};
4) {в получении показаний об обстоятельствах расследуемого события, лицах, проходящих по делу}.
2. При подготовке к допросу необходимо (укажите в необходимой последовательности):
|
|
1) {изучить материалы уголовного дела, установить мотив совершения преступления, изучить личность};
2) {изучить следственные и оперативно-розыскные материалы о расследуемом событии, изучить личность допрашиваемого, определить место и время допроса, подготовить материалы уголовного дела и вещественные доказательства, которые могут быть использованы при допросе};
3) {изучить материалы уголовного дела, установить время и место совершения преступления, изучить личность допрашиваемого};
4){изучить оперативные материалы, личность допрашиваемого, подготовить доказательства, установить мотив совершения преступления установить порядок вызова на допрос, установить размер ущерба причиненного преступлением}.
3. Этап допроса, в процессе которого следователь получает наиболее полные показания от свидетеля об обстоятельствах расследуемого события:
1) {вводный этап};
2) {этап свободного рассказа};
3) {этап постановки вопросов};
4) {заключительный этап};
5) {все ответы правильные}.
4. Наиболее эффективные тактические приемы допроса обвиняемых и подозреваемых в условиях конфликтной ситуации:
1) {установление психологического контакта с допрашиваемым и стимулирование его положительных качеств};
2) {выявление и устранение мотивов дачи ложных показаний};
3) {максимальная детализация и конкретизация показаний};
4) {оптимальный порядок предъявления доказательств};
5) {все ответы правильные}.
5. Участник организованной преступной группы, которого целесообразно допрашивать в первую очередь:
1) {лидер преступной группы};
2) {ранее не судимый, активный участник группы};
3) {второстепенный участник группы, в отношении которого собрано больше уличающих доказательств};
4) {ранее судимый участник группы};
5) {ранее не судимый, не активный участник}.
6. Основная цель очной ставки:
1) {устранение существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц};
2) {получение новых доказательств};
3) {проверка имеющихся доказательств};
4) {уточнение показаний ранее допрошенных лиц};
5) {все ответы правильные}.
ЗАДАНИЕ 2
В письменном виде на листе бумаги напишите в логической последовательности, какие промежуточные вопросы будете решать при допросе несовершеннолетнего ребенка (11-12 лет), который не живет в семье родителей, в основном пребывает на улице, ища себе пропитание и ночлег путем совершения мелких краж, попрошайничества и был задержан за совершение одного из таких происшествий.
К обозначенным первоначально промежуточным задачам, которые будете решать при допросе такого правонарушителя укажите, какими способами будете достигать поставленные цели.
Описание приложите в качестве выполненного задания в практикум, который ведете.
Файл отчета каждого студента Вашей группы собирает староста группы и пересылает все отчеты вместе на сайт преподавателя для проверки. Общее письмо должно обязательно содержать указания на номер группы, курс, форму обучения, и содержать фамилии студентов по каждому отчету.