Содержание задания определено так: слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
Что имеется в виду?
В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Что о них нужно знать?
Вводные слова | ||
1. Вводные слова не являются членами предложения. 2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения. | ||
3. То, что они выделяются запятыми на пись-ме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не пере-путать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать. | - К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. К счастью – вводное слово, выделяется запятой. - Посуда бьётся к счастью. К счастью – дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью. Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении без наруше-ния смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно. | |
Значения вводных слов | ||
Эмоции, чувства, оценка | К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано | |
Степень достоверности, возможности, уверенности | Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю | |
Источник сообщения | По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается | |
Последовательность изложения, связность речи | Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны | |
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности | Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано | |
Мера того, о чём говорится | Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере | |
Обычность, типичность того, о чём говорится | Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае | |
Внимание! Вводными не бывают слова: вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные. Они никогда не выделяются запятыми. | ||
Выполните тесты: https://yandex.ru/tutor/?from=wizright
Обращение Обособление обращений и междометий
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).
- Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).
- В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).
- Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный пред-мет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)
- Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, напри-мер: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин). - На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:
Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов) - В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например: Уважаемый Иван Иванович!
Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните: Здравствуйте,
Иван Иванович! - В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.
- Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие. Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.
Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин). - Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:
О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).
- Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?
Упражнение
1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово.
9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином
15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце!
18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, заморозки!»
21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после вынесу».
26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и про себя рассмеялся.
28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе
31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).
Задание 21.